Почитать германоведу
naval_manual — 27.04.2018Нашёл и прочитал любопытную статью Маркуса Фолкнера "The Kriegsmarine and the Aircraft Carrier: The Design and Operational Purpose of the Graf Zeppelin, 1933–1940". Больно уж заманчивое название ("оперативное назначение" - вкуснятина) и аннотация. Прочитал - не пожалел.
Хотя, скажу сразу, по основной теме сказано не так уж много и в
глобальном смысле ничего нового - откровением, в отличие от
статьи про "Бисмарк", текст не является.
"Оперативное назначение", придуманное в середине 30-х - действия на
коммуникациях, в основном - разведка в интересах "карманного
линкора". В том числе - для того, чтобы не попасть в лапы
"Дюнкерку". И вот эта вот милая деталь - то, что делает статью
полезной. Таких деталей много.
Мне больше других глянулось использование радиоразведки для
проектирования "Цеппелина". Начиная с 1935 г. B-dienst получала
задания мониторить британские манёвры с участием авианосцев, для
сбора информации как оперативного значения (напр., могут ли
авианосцы использоваться для защиты коммуникаций - и атаки на них),
так и вопросов тактического и технического характера (определение
состава авиагрупп; прояснение вопроса с влиянием погоды на
проведение операций).
Подобные пляски с бубуном объяснялись тем, что классические методы
сбора информации не работали или работали плохо. Оказывается
- ну, я не знал раньше, - в "веймарский период" у немцев не было
морских атташе (по причине денег), и понаблюдать вживую за
рождением палубной авиации в США, Великобритании и Японии было
некому. Когда атташе появились - возникли другие проблемы. Причём
описание этих проблем в статье вызывает странное чувство лёгкого
бардака в немецких умах. С одной стороны, отмечено, что для атташе
в Великобритании посещение авианосца было обозначено главным
приоритетом. И, в то же время, когда такая возможность явилась в
1935 г. - ему приказали от неё отказаться, поскольку боялись, что
британцы, в рамках "обмена опытом", увидят в Германии то, чего им
видеть нельзя.
Не менее интересна история германо-японской "торговли секретами".
Любопытно, что немцы - надо отдать им - без какого-либо
практического опыта совершенно правильно определили главный
вопрос: каков темп взлётно-посадочных операций? Именно этот вопрос
невозможно было решить без практики, и именно для этого они так
хотели посмотреть полёты японской авиации - и, в конце концов,
что-то увидели. С другой стороны - в статье нет ничего об интересе
немцев к вопросу об уровне аварийности, который стал бы
основным для авианосца в океанском рейде.
Любопытным представляется и утверждение автора о том, что авианосец
был самым сложным элементом немецкой кораблестроительной программы
- и, дескать, нет ничего удивительного, что именно с ним не
сложилось в условиях возникшей в середине 30-х перегрузки
судпрома.
Ну и, конечно же, краткие, но всё одно интересные описания немецких
штабных игр в 30-х. Немцы всерьёз рассматривали возможность атаки
палубной авиацией французских атлантических баз - хотя и считали
это делом рискованным. Зимой 1937/1938 гг. их палубная авиация
"бомбила" Касабланку. Спустя год немцы воевали уже с Британией.
Пришли к выводам, что роль авианосца будет ключевой, что двух
авианосцев Британии хватит, чтобы запереть Северное море, а пяти
- для перекрытия GIUK'а. При этом немцы, не без оснований,
считали, что в дуэльной ситации преимущество будет за
"Цеппелином".
Не менее интересной была и "британская реакция", которой посвящён
заключительный раздел статьи. В мае 1938 г. британцы провели
манёвры, на которых конвой одновременно атаковали линкоры
("Нельсон" и "Родней"), авианосец ("Глориес") и подводные лодки.
Результаты вышли печальными, но важно другое - британцы, таким
образом, симулировали реальные атаки на полярные и мальтийские
конвои, которые им пришлось отражать во время войны.
В общем, для людей, интересующихся историей немецкого флота,
статья, думаю, будет очень полезна. Остальным - пойдёт как
внеклассное чтение.
|
</> |