Почитать германоведу

топ 100 блогов naval_manual27.04.2018

Нашёл и прочитал любопытную статью Маркуса Фолкнера "The Kriegsmarine and the Aircraft Carrier: The Design and Operational Purpose of the Graf Zeppelin, 1933–1940".  Больно уж заманчивое название ("оперативное назначение" - вкуснятина) и аннотация. Прочитал - не пожалел.

Хотя, скажу сразу, по основной теме сказано не так уж много и в глобальном смысле ничего нового - откровением, в отличие от статьи про "Бисмарк", текст не является. "Оперативное назначение", придуманное в середине 30-х - действия на коммуникациях, в основном - разведка в интересах "карманного линкора". В том числе - для того, чтобы не попасть в лапы "Дюнкерку". И вот эта вот милая деталь - то, что делает статью полезной. Таких деталей много.

Мне больше других глянулось использование радиоразведки для проектирования "Цеппелина". Начиная с 1935 г. B-dienst получала задания мониторить британские манёвры с участием авианосцев, для сбора информации как оперативного значения (напр., могут ли авианосцы использоваться для защиты коммуникаций - и атаки на них), так и вопросов тактического и технического характера (определение состава авиагрупп; прояснение вопроса с влиянием погоды на проведение операций).

Подобные пляски с бубуном объяснялись тем, что классические методы сбора информации не работали или работали плохо. Оказывается  - ну, я не знал раньше, - в "веймарский период" у немцев не было морских атташе (по причине денег), и понаблюдать вживую за рождением палубной авиации в США, Великобритании и Японии было некому. Когда атташе появились - возникли другие проблемы. Причём описание этих проблем в статье вызывает странное чувство лёгкого бардака в немецких умах. С одной стороны, отмечено, что для атташе в Великобритании посещение авианосца было обозначено главным приоритетом. И, в то же время, когда такая возможность явилась в 1935 г. - ему приказали от неё отказаться, поскольку боялись, что британцы, в рамках "обмена опытом", увидят в Германии то, чего им видеть нельзя.

Не менее интересна история германо-японской "торговли секретами". Любопытно, что немцы - надо отдать им - без какого-либо практического опыта совершенно правильно определили главный вопрос: каков темп взлётно-посадочных операций? Именно этот вопрос невозможно было решить без практики, и именно для этого они так хотели посмотреть полёты японской авиации - и, в конце концов, что-то увидели. С другой стороны - в статье нет ничего об интересе немцев к вопросу об уровне аварийности, который стал бы основным для авианосца в океанском рейде.

Любопытным представляется и утверждение автора о том, что авианосец был самым сложным элементом немецкой кораблестроительной программы - и, дескать, нет ничего удивительного, что именно с ним не сложилось в условиях возникшей в середине 30-х перегрузки судпрома.

Ну и, конечно же, краткие, но всё одно интересные описания немецких штабных игр в 30-х. Немцы всерьёз рассматривали возможность атаки палубной авиацией французских атлантических баз - хотя и считали это делом рискованным. Зимой 1937/1938 гг. их палубная авиация "бомбила" Касабланку. Спустя год немцы воевали уже с Британией. Пришли к выводам, что роль авианосца будет ключевой, что двух авианосцев Британии хватит, чтобы запереть Северное море, а пяти -  для перекрытия GIUK'а. При этом немцы, не без оснований, считали, что в дуэльной ситации преимущество будет за "Цеппелином".

Не менее интересной была и "британская реакция", которой посвящён заключительный раздел статьи. В мае 1938 г. британцы провели манёвры, на которых конвой одновременно атаковали линкоры ("Нельсон" и "Родней"), авианосец ("Глориес") и подводные лодки. Результаты вышли печальными, но важно другое - британцы, таким образом, симулировали реальные атаки на полярные и мальтийские конвои, которые им пришлось отражать во время войны.

В общем, для людей, интересующихся историей немецкого флота, статья, думаю, будет очень полезна. Остальным - пойдёт как внеклассное чтение.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Дорогие комрады, спешу сообщить забавный факт! Сегодня мой папа по случаю моего рождения ехал ко мне в гости на такси. Немного заплутал, потом они вырулили в правильном направлении и, поравнявшись с моим двором, папа узрел мою припаркованную ...
Лидер ЛДПР Владимир Жириновский в Смоленске предложил повернуть реку Днепр вспять. Во время визита в Смоленск, который расположен в верховьях Днепра, лидер российской партии ЛДПР Владимир Жириновский предложил повернуть реку Днепр вспять. По его убеждению, изменение русла реки обезводит ...
Решение о проведении референдума о переименовании Волгограда в Сталинград могут принять в мае. Возможные сроки назвал сопредседатель совета по изучению общественного мнения о переименовании, председатель Волгоградского городского совета ветеранов Александр Струков. А потом...... ...
...
А у меня теперь есть шапка с ебущимися оленями!!!!!! людей в джамшутке троллить. Они так прикольно сегодня ее рассматривали. Делали круглые глаза, крестились, пытались облить святой водой махали руками... Большое спасибо hactik , которая и ...