25 лет назад, задолго до того, как мир осознал ужасы, которые
швейная промышленность сеет на планете, и экологичность стала
предметом выпадающего меню каждого лейбла, это был очень
просвещенный подход. Он также полностью противоречил подходу
остального китайского сектора моды. В то время "Сделано в Китае"
означало "мы можем получить всё в больших количествах,
довольно дешево, из синтетики".
"Одним из наших столпов является "дорожить тем, что нам дано",
а другим — "заботиться". Мы заботимся о наших сотрудниках, а также
о своем наследии, поддерживая традиционных китайских мастеров в
разработке таких продуктов, как вышивка Сучжоу", — добавляет
Тао.
Линия Atelier от Icicle включает в себя вышивку Сучжоу.
Создав этичную и честную компанию, Icicle по-новому
интерпретировала понятие "Сделано в Китае". Это основная эволюция
рынка за последние два года, движимая гочао (国朝) или национальной
гордостью.
Поколение Гочао и его модные тренды
Сегодня молодое поколение называет это не "Сделано в Китае", а
"Разработано в Китае". Они больше не считают себя "мировой
фабрикой", а считают себя творцами, которые могут создавать модные
бренды и управлять международными тенденциями.
Многим есть чему поучиться на истории успеха Icicle . В
то время как западные защитники окружающей среды любят бить
потребителей по голове наукой о материалах, докторскими
диссертациями и рассказами о надвигающейся климатической
катастрофе, китайские покупатели остаются глухи к подобным
сообщениям и мотивациям. Успех Icicle показывает, что местная
аудитория реагирует на более тонкий подход.
Согласно маркетинговым исследованиям устойчивое развитие само
по себе не является основным критерием для китайских потребителей.
В начале сама подача "устойчивой" идеи китайцев от брендов
отталкивала. Тем не менее, индустрия развивается, проблемы экологии
обсуждаются, само китайское правительство начало политику,
направленную на достижение нулевого уровня выбросов углерода к 2030
году. Поэтому на экологию и устойчивое развитие начали реагировать,
но по-своему. Далеко не все рекламные кампании западных
брендов имеют в Китае успех, иногда даже наоборот.
Можно сравнить два часовых бренда.
Слева "экологичные" часы из дерева WeWood, справа часы Jacques
Lemans
Бренд WeWood с лозунгом "Купи часы, посади дерево" был очень
эффективен на Западе, но абсолютно не сработал в Китае.
А вот Jacques Lemans сделал две разных рекламных
кампании. На Западе они привлекали внимание аудитории к веганской
коже и солнечной энергии. А в Китае они сосредоточились на лозунге
сохранения благополучия следующего поколения, подчеркивая
"социальную приверженность местному производству в Австрии, где
производятся их продукты"
Оказалось, что китайцы очень положительно
реагируют на рекламу, которая показывает заботу о людях, о
благополучии и о здоровье людей, но не какие-то абстрактные
лозунги о защите природы.
Еще можно о сравнить политику "без пластика". Европейцы
обычно откликаются на пластиковое загрязнение океанов как нечто,
что влияет на морскую фауну и флору, загрязняет еду и влияет на
наше взаимодействие с морем. В Китае же к такому отнесутся
равнодушно, но поймут политику отказа от пластика, если китайцам
объяснить, что этот пластик
плохо влияет на их собственное
здоровье.
А один из самых показательных примеров неправильной стратегии
западной фирмы в Китае - это история американской фирмы
Everlane, которая абсолютно провалила выход на китайский рынок.
Выйдя на крайне конкурентный и привыкший к определенным стандартам
обслуживания китайский рынок, Everlane в онлайн торговле
позиционировала себя настолько "элитарно устойчиво в собственном
развитии", что не включила с условия онлайн продаж бесплатные
возвраты! Вместо этого она занялась гринвошингом (промывом мозгов
зеленой повесткой).
Гринвошинг, в частности, заключался в так называемом
"обучении" китайского потребителя "устойчивой моде" по западным
страндартам, которые включали не только различные сертификаты с
объяснениями, где что и из чего сделано, но и связанную с этим
довольно "радикальную прозрачность"
Надо не забывать, что многие западные экологические
сертификаты, используемые в маркетинге "устойчивой моды",
содержат политические коннотации, которые могут не просто
раздражать китайцев, а настраивать их к бренду крайне враждебно -
примером являются бренды, заявляющие о своем членстве в Better
Cotton Initiative, которая отказывается от использования хлопка,
выращенного в Синьцзяне
В результате просвещения потребителя "радикальной
прозрачностью" на собственном сайте Everlane, отнюдь не
глупые китайцы смогли понять как цикл продукта, который
сначала запускает моду в Юго-Восточной Азии или Китае, а затем
коммерциализирует ее обратно в Северной Америке, так и модель
ценообразования бренда
Китайское отношение было примерно следующим: "Благодаря
радикальной прозрачности Everlane мы теперь знаем, что многие их
продукты производятся в Китае. С точки зрения устойчивого развития,
не будет ли намного эффективнее делать покупки напрямую у местных
брендов, которые используют те же китайские фабрики?"
Прозрачные графики ценообразования Everlane раскрыли (для
неглупых и знающих математику потребителей) глобальный
производственный цикл бренда, который китайские потребители
посчитали сильно конфликтным
И вообще , как показали китайские исследования по "устойчивой
моде", экологически чистые потребители Китая - это некий фантом.
Вроде они и есть, но в реале мало проявляются.
В то время как 71% опрошенных китайцев заявили, что
хотели бы поддерживать модные экологически чистые продукты (видимо,
морально), только 29% их бы купили. Когда дело доходит до
реальных покупок, им важна на "устойчивая мода", а красивый дизайн,
долговечность, качество, а также доступность покупок онлайн с
быстрой доставкой и возможностью возврата
Хочу сразу уточнить, что это касается моды на товары легкой
промышленности, а не на еду. Отношение к экологичной еде у китайцев
может сильно отличаться в сторону желания купить, так как еда
связана со здоровьем, а это для китайцев крайне важно
И вот мне интересно, а какие исследования проводили на этот
счет в России?
И насколько вся эта мода "устойчивого развития"
с веганскими кожами, шитьем из лоскутов, обрезков
или даже переработанного пластика действительно важна для россиян?
Или россиянам как и китайцам тоже нужны красивый дизайн,
долговечность, качество, а также доступность покупок онлайн с
быстрой доставкой и возможностью возврата, а все остальное они
считают "промывкой мозгов зеленой повесткой"?