Почему Юго-Восток в Корее – консервативный, а Юго-Запад – либеральный?

топ 100 блогов astra-wizard — 22.09.2024



Мне тут задали очень хороший вопрос. Вот, отвечаю. 


Совсем в двух словах на него ответить сложно, поэтому постараюсь кратко, но хоть сколько-то внятно описать ситуацию. Момент этот для понимания корейской политики важный, а с точки зрения наблюдателя – так и просто интересный, поскольку вскрывает целый пласт корейской культуры.


Итак. Несмотря на то, что Южная Корея – довольно маленькая по площади страна, в политическом отношении она прям очень пестрая. Юго-восток страны по-корейски часто называют «регион Ённам» (영남), сюда относятся обе провинции Кёнсан. Если посмотрите на карту, то увидите, что в этот регион входят все крупные промышленные центры страны: второй крупнейший город и порт Кореи Пусан, промышленные гиганты города Ульсан и Пхохан, крупнейшие верфи южного побережья и т.д. Юго-запад страны – это так называемый «Хонам» (호남), сюда относятся обе провинции Чолла. Этот регион – аграрный, рыбодобывающий и обрабатывающий.


Эти два региона прямо противоположны друг другу в политическом отношении. Юго-Восточный Ённам – это оплот консерватизма (особенно город Тэгу, это прям колыбель консерваторов). Здесь всегда и на всех выборах побеждают только консервативные кандидаты, не важно, местные ли это выборы или президентские. И не важно кто кого выставит: консерваторы могут выставить суслика, а демократы – Мать Терезу, победит суслик. Исключения случались, но на то они и исключения, чтобы иногда случаться. Правило едино и нерушимо.



Юго-западный Хонам с центром в самом крупном городе региона Кванчжу – это бастион демократов, консерваторы тут зачастую даже не выставляют своих кандидатов на выборах, они проиграют со 100% вероятностью.


Разумеется, подобный политический регионализм имеется и в других странах, но в Корее он имеет свои особенности. Причин этому на самом деле много, не все из них простые и ясные, но если прям в двух словах:


- Исторический регионализм Корейского полуострова.


- Экономическое неравенство двух регионов.


- Неравное политическое отношение Сеула к этим регионам.


- Искусственное нагнетание конфликта политическими элитами.




1.  Исторический регионализм.


Некоторые политологи заходят издалека и указывают, что два этих региона изначально – это разные государства, которые существовали на Корейском полуострове с 1 века до н.э. и примерно по 7 век н.э. На месте нынешнего Хонама существовало государство Пэкче, на месте Ённама – Силла. Их логика: дела-то, конечно, может быть и «давно минувших дней, преданья старины глубокой», да только в памяти народной это разделение сохранилось. Отсюда, мол, и расхождения в ценностях. Влияют ли события двухтысячелетней давности на наши выборы сейчас судить не возьмусь, но регионализм как концепция в Корее действительно силен. Это касается и языка, и культуры, и экономики, и вообще самоопределения людей. На мой личный взгляд, вряд ли историчность играет решающую роль, но при сочетании с другими факторами ее вполне можно рассматривать как базу, на которую накладываются разные слои причин.


2.  Экономическое неравенство двух регионов.


Этот момент уже поважнее и повесомее. Юго-восточный Ённам – более богатый и развитый регион, нежели аграрный Хонам. Ось «Сеул – Пусан» - это основа экономики Южной Кореи, вся ее деятельность строится вокруг этого фундамента. Все самые важные заводы, компании, организации, вся инфраструктура (включая самую важную скоростную дорогу и ж/д ветку), перемещения людей и капитала – все это располагается на этой экономической оси. Юго-восточный Ённам вносит несомненно более высокий вклад в экономику всей страны, как в исторической перспективе, так и в настоящее время. Пусан, Пхохан и Ульсан – это символы промышленного развития страны во времена Пак Чон Хи.


Хонам же – это аграрный регион с полями и садами. Это не значит, что тут вообще нет промышленности и ничего не происходит. Нет, тут тоже все имеется, но в процентном соотношении, если смотреть в масштабах всей страны, Хонам проигрывает соседнему региону почти по всем параметрам.


Такое положение вещей сказывается и на психологии людей. Зажиточные жители Ённама начинают смотреть на хонамовцев свысока: «что с этих садоводов взять… Вот мы поднимаем всю экономику, у нас вся инфраструктура, все заводы, весь транспорт, мы исторически служили входом в страну со стороны, к примеру, Японии, а вы че? Мы подняли Корею до тех высот, где она сейчас, а вы просто удачно воспользовались этим, и теперь живете в развитой стране, пальцем о палец не ударив ради ее развития». Именно поэтому политики из Ённама так остро реагируют, когда политики из Хонама начинают критиковать власть и предлагать повестку: вы кто такие вообще, чтобы чего-то там предлагать? Скажите спасибо, что вам разрешают срывать плоды достатка, в котором вы живете благодаря нам. Ясен пень, хонамовцам такое отношение не нравится, они тоже считают себя такими же жителями страны, как и ённамовцы. Вот вам и тлеющий региональный конфликт на уровне простых людей.


Разумеется, во всеуслышание такие вещи ни один вменяемый политик говорить не будет, такой нюанс существует больше на уровне чувств и неуловимой атмосферы. Как говорится, «все всё понимают, но вслух не говорят».





Результаты выборов в Национальную Ассамблею 2024 года. Разделение страны на демократический запад и консервативный восток тут видно очень хорошо.

Результаты выборов в Национальную Ассамблею 2024 года. Разделение страны на демократический запад и консервативный восток тут видно очень хорошо.



3.  Неравное политическое отношение Сеула к этим регионам.


Центральные власти в Сеуле, по идее, должны относится ко всем регионам страны одинаково, но в реальности мы видим чуть более сложную картину. В Хонаме и народу живет меньше (соответственно, и избирателей), и представлен в элитах общества он не так сильно в силу свой дотационности и относительной слаборазвитости. А значит, и возможностей лоббирования своих интересов у него меньше, и голос его слышен хуже. Поэтому по итогу Ённам живет своей благополучной экономической жизнью, а Хонам постоянно фигурирует в разных «правительственных программах по поддержке развития регионов». Любой крупный проект тут превращается в «курируемый лично президентом»: то Ли Мён Бак сюда какое-то международное мероприятие привлечет, то Пак Кын Хе какую-то новую дорогу откроет, то Мун Чжэ Ин завод построит. Ённамовцев это злит («Чего это все так носятся с этими садоводами?»), самих хонамовцев это оскорбляет («Что еще за подачки с барского плеча?»).


Все это рождает крайне осторожное отношение к региону Хонам в корейской политике. За всю историю Кореи у нее был только один президент-уроженец Хонама – это Ким Дэ Чжун (1998 – 2003, родился в уезде Синан, провинция Южная Чолла). Все остальные – уроженцы других мест, причем в абсолютно подавляющем большинстве случаев – из Ённама, включая и двух других демократических президентов Но Му Хёна (город Кимхэ, провинция Южный Кёнсан) и Мун Чжэ Ина (остров Кочжедо, Южный Кёнсан). Ли Чжэ Мён, как самый вероятный следующий президент страны, тоже уроженец Ённама – он родился и вырос в Андоне (это провинция Северный Кёнсан). Ли Мён Бак, к слову, вообще родился в японской Осаке.





Места рождения южнокорейских президентов. Нынешняя северокорейская провинция Хванхэдо — это родина первого президента Ли Сын Мана (1948 — 1960). В Канвондо родился Чхве Гю Ха (1979 — 1980), в Чхунчхондо родился Юн Бо Сон (1960 — 1962). Все остальные родились в юго-восточном Ённаме (кроме Ли Мён Бака, который родился и провел детство в Осаке, но и он после возвращения его родителей в Корею жил в Пхохане).

Места рождения южнокорейских президентов. Нынешняя северокорейская провинция Хванхэдо — это родина первого президента Ли Сын Мана (1948 — 1960). В Канвондо родился Чхве Гю Ха (1979 — 1980), в Чхунчхондо родился Юн Бо Сон (1960 — 1962). Все остальные родились в юго-восточном Ённаме (кроме Ли Мён Бака, который родился и провел детство в Осаке, но и он после возвращения его родителей в Корею жил в Пхохане).



Выходцу из Хонама будет практически невозможно победить на выборах президента, потому что его ни в какую не поддержит густонаселенный Ённам (регионализм – наше все). А у выходца из Ённама, даже если он идет от демократов, все же есть какой-никакой шанс оттянуть себе хотя бы часть голосов избирателей своего родного региона, - этого может оказаться достаточно, чтобы победить, при условии, что за него проголосует Сеул и столичная провинция Кёнгидо. Так победил и Но Му Хён, так победил и Мун Чжэ Ин.





Результаты президентских выборов в Южной Корее, начиная с выборов 2002 года. Ённам всегда красный (консерваторы), Хонам всегда синий (демократы). Остальные регионы страны колеблются, в разные периоды по разным причинам.

Результаты президентских выборов в Южной Корее, начиная с выборов 2002 года. Ённам всегда красный (консерваторы), Хонам всегда синий (демократы). Остальные регионы страны колеблются, в разные периоды по разным причинам.



4.  Искусственное нагнетание атмосферы противостояния политиками.


Такую сложную ситуацию ушлые политики используют в выгоду себе. Как выиграть выборы и продвинуть свою повестку? Правильно, создай образ «их»: врага (внутреннего или внешнего), который норовит вот-вот все развалить и поработить, и только я его остановлю и всех осчастливлю. Таким «врагом» может стать кто-угодно: иммигранты, либералы, коммунисты, мексиканцы, злобное НАТО. Каждый выбирает, опираясь на местную специфику. В случае с Южной Кореей основной враг консерваторов – это «либерально-коммунистический Хонам» (да-да, для них «либерализм» и «коммунизм» - это синонимы, не смейтесь, они в это верят).


Поэтому в риторике южнокорейских консерваторов вы так часто и слышите обвинения жителей Хонама в поддержке Китая и Северной Кореи и их стремлении уничтожить Корею и превратить ее «либерально-коммунистический концлагерь». А чтобы этого не допустить, надо отстаивать корейский вариант традиционных ценностей: подчинение США и Японии («это свободные и открытые страны, они лучше знают, как надо жить»), свободный рынок с опорой на большой капитал («деньги должны быть у бизнеса, а не у народа»), ограничение свободы слова («а то разорались тут. Порядок должен быть во всем!»). А кто всему этому ужасу будет геройски противостоять? Правильно, только я. Голосуй, а то проиграешь. Так и живем.


Важнейшей точкой раскола между регионами стали события мая 1980 года (когда студенты в Кванчжу подняли восстание против диктатуры Чон Ду Хвана). В Хонаме их принято считать началом процесса демократизации страны, который в итоге и привел к падению диктатуры и появлению той Южной Кореи, которую мы видим сейчас. В Ённаме эти события пренебрежительно называют «бунтом лентяев и бездельников», усматривают руку Северной Кореи и считают чуть ли не попыткой коммунистической революции. Трактовка восстания в Кванжчу – важнейший водораздел между корейскими демократами и консерваторами, который еще больше усилил противостояние регионов.


Вот такая вот общая ситуация. Разумеется, имеется еще куча деталей, все их в одном посте не опишешь, но общая суть такова. Тем более, со временем начинают просматриваться и изменения (например, все больше «демократизирующийся» Пусан), но это уже тема для отдельного поста.


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
21 год прожила с мужем. И сегодня вдруг задумалась: а почему, собственно, он до сих пор со мной разговаривает? Вчера опубликовали результаты исследований, проведенных в Великобритании на двух тысячах добровольцах. Оказывается, мужчины теряют интерес, перестают слушать и уж тем более под ...
чот зашла мне ета картинка а по телеку показывают Келли Райлли красивое ...
Хитровка - место известное прежде всего по книгам Гиляровского. В конце 19 - начале 20 веков это место представляло собой настоящее московское дно, и не случайно дядя Гиляй водил в хитровские ночлежки артистов Московского Художественного театра, воплощавших образы местных босяков в пьесе ...
Я думаю, пьянки после концертов появились почти одновременно с концертами! Я имею в виду в глобально-историческом плане. Скажем, давным-давно два чувака музицировали для соседей: один пел, другой играл на трухлявом пне. Чистая импровизация, естественно. Все пришли в буйный восторг, а ...
Вчера наша дружная спортивная семья Патриотов России была приглашена на празднование дня рождения нашего соседа по даче - простого русского мужика, Патриота и хорошего человека. В оговоренное время мы прибыли в адрес : Покормили курочек : Рассевшись за богатым столом, мы принял ...