Почему я против списка грехов

Здесь в комментах мы случайно коснулись
темы списка грехов, который с некоторых пор активно гуляет по
интернету. Я вот решил записать почему я против этого списка. Кому
это может быть интересно - прошу под кат. Там не очень много. Так,
четыре абзаца.
Сегодня очень часто можно встретить списки грехов,
в которых с маниакальной, и я бы даже сказал, с сатанинской
ревностью, записаны многие сотни возможных человеческих
прегрешений. Какую реакцию может вызвать такой список у обычного
человека? Как мне кажется, он способен вызвать два типа реакции,
совершенно противоположных.
Во-первых, если это человек верующий и
воцерковленный, то такой список может вызвать у него чувство паники
и отчаяния. Несмотря на то, что каждый православный человек в меру
сил трудится, стяжая свое спасение, у него все равно остается
огромное количество событий и жизненных эпизодов, которые приносят
искушения. Очевидно, что слишком акцентировать внимание на этих
внешних и бытовых мелочах достаточно опасно, поскольку ища
второстепенного и внешнего, люди могут распылить свое внимание, и
потерять самое главное – свой сердечный мир. А ведь именно
состояние ума и сердца характеризуют, в первую очередь, наши
отношения с Богом. В таком случае, очень легко не только запутаться
в веренице этих фарисейских предписаний, но и вообще - сойти сума,
сверяя свои дни со списком неизвестного автора, превращая всю свою
жизнь в одну сплошную фобию и паранойю. Без сомнений, люди, которые
понимают духовную жизнь именно как слепое следование букве Типикона
и Номоканона, находятся в опасности не меньше тех, кто вообще
ничего об этих книгах не слышал.
Второй тип реакции на такой список может быть еще
более трагическим. Люди, которые знают о Церкви очень мало, могут
принять его за чистую монету, словно именно этот список и
составляет всю сущность Православия! Да, среди многих сотен его
пунктов, есть и достаточно конкретные и опасные грехи. Тем не
менее, согласно православному учению, грех это уже следствие нашей
реализации страстей, и победить его не обуздав перед этим сами
страсти – никак невозможно. То есть, опять же, с точки зрения
аскетики этот список уже сам по себе несет ложь: он учит бояться
того, чего на самом дене не всегда следует бояться, и не учит
бояться того, чего нам следует бояться наверняка.
Кроме этого, безусловно, он способен искусить
многие чистые и неокрепшие души, фактически, обучая людей новым
грехам, ранее им неведомым. И как вывод, читать такие списки без
духовного руководителя мирянам не советую, т.к. еще совсем
неизвестно, какого результата с его помощью можно достигнуть:
уныния и печали или отвержения Церкви. В любом случае, эти два
состояния для христианина опасны и неприемлемы. Практика создания
списков грехов нужна в первую очередь священнослужителям и лицам,
занимающимся вопросами православной психологии, психотерапии и
вообще – вопросами духовничества и душепопечения. Мирянам они
совершенно ни к чему. Даже в самых развращенных странах пугать
людей есть традиция только на Хеллоуин. В остальные дни страх
- очень плохая мотивация к вере, надежде и любви ко
Господу.
|
</> |