"Почему я остался жив?" Крупнейшая катастрофа в истории Латвии

топ 100 блогов picturehistory20.06.2024 Аэропорт Риги, Латвия
7:50 утра
30 декабря 1967 года

Почему я остался жив? Крупнейшая катастрофа в истории Латвии
Ан-24Б

К рейсу в Лиепаю готовится самолёт Ан-24Б авиакомпании «Аэрофлот». На его борту находятся 46 пассажиров и 5 членов экипажа во главе с опытным командиром Александром Костыриным. Полёт длился недолго, и уже в 8:13 экипаж вышел на связь диспетчером аэропорта Лиепаи, информируя его о начале снижения.


Заход на посадку выполнялся в темноте при видимости 10 километров. Небо над аэродромом было полностью затянуто кучевыми облаками высотой 540 метров. По некоторым данным, в этом полёте экипаж решил садиться со стороны моря, а не стороны города, как делали это чаще всего. Диспетчер, в свою очередь, сначала не хотел давать экипажу разрешение на заход по такой схеме, но командиру всё же удалось его переубедить. Пилоты получили указание заходить на посадку с магнитным курсом 248˚. При пролёте дальнего приводного радиомаякя (ДПРМ) на высоте 300 метров диспетчер спросил у экипажа, видят ли они полосу. Ответа не последовало.

В это время в кабине штурман доложил, что самолёт находится на высоте 300 метров, тогда как установленная высота пролёта составляла 200 метров. В связи с этим командир принял решение уходить на второй круг, для чего взялся за РУДы, чтобы увеличить мощность двигателей. В этот момент самолёт резко бросило влево. Неожиданно возник левый крен, и самолёт перешёл в интенсивное снижение с вертикальной скоростью до 18 м/с.

Почему я остался жив? Крупнейшая катастрофа в истории Латвии
Кабина экипажа на Ан-24

В 1800 метрах после ДПРМ и в 250 метрах левее огней подхода самолёт плашмя ударился о заснеженное поле. Это было первое касание. Затем лайнер вновь подлетел вверх и пролетел так 140 метров, после чего правым крылом врезался в телефонный столб. От удара у правой консоли крыла оторвало кусок длиной 3 метра. Пролетев так ещё 1270 метров, в 08:36, находясь в глубоком правом крене (48°) самолёт врезался в землю и полностью разрушился.

В катастрофе погибли 43 человека (по другим данным – 44): 3 члена экипажа (второй пилот, бортмеханик и стюардесса) и 40 пассажиров.

Почему я остался жив? Крупнейшая катастрофа в истории Латвии
Последствия катастрофы

Место падения строго охранялось сотрудниками милиции и военнослужащими. В зону крушения никого не пускали, а Лиепайский аэропорт временно закрыли с формулировкой: “По техническим причинам”. Все участники тех событий давали подписку о неразглашении. Объясняться пришлось и местным жителям, которые оказались в ранний час в зоне падения. Свидетели вспоминают: “Сначала все слышали гул самолета, а затем звук, напоминающий взрыв. Мы поспешили к месту падения. Кругом было тихо и темно. Только кто-то кричал по-русски: “Помогите, помогите!” Это был командир экипажа”. Также очевидцы вспоминали, что по усыпанному обломками и человеческими телами полю ходил капитан и все время повторял: “Почему я остался жив?”.

Поначалу раненых вытаскивали местные жители и относили к себе в дома. Позже, после прибытия «скорых», выживших доставили в больницу. Как установило следствие, большая часть пассажиров скончалась от черепно-мозговых травм. Еще одна причина — потеря крови: многие пассажиры в момент крушения самолета были пристегнуты и получили серьезные травмы в области таза.

Есть сведения, что погибший второй пилот Эдуард Смирнов перед смертью успел активировать систему пожаротушения. Возможно, именно поэтому самолёт не взорвался. От тяжелейших травм скончались бортмеханик Николай Антипов и стюардесса Валентина Барнолицкая, которая работала не в свою смену. В том рейсе она заменила свою коллегу, у которой была свадьба. В катастрофе из экипажа выжили двое: командир Александр Костырин и штурман Анатолий Науцевич.

Почему я остался жив? Крупнейшая катастрофа в истории Латвии
Последствия катастрофы

Причиной катастрофы стал отказ левой силовой установки, которая работала в режиме обратной тяги. Самолёт заходил в посадочную глиссаду скорости 300 км/ч вместо рекомендуемых 220 км/ч. Чтобы погасить скорость, экипаж решил применить обратную тягу. После принятия решения об уходе на второй круг, КВС стал увеличивать режим работы двигателей, убирать шасси и закрылки, РУД левого двигателя уже зашёл за защёлку. Поэтому, когда правый винт начал тянуть самолёт вперёд, левый всё ещё толкал самолёт назад. Это привело к возникновению резкого крена влево.

Комиссия выяснила, что на данном самолёте система автоматического флюгирования винтов не была задействована в полном объёме. Она не включалась при работе двигателей на пониженном режиме. По словам другого пилота, летавшего в то время на самолётах данного типа в Латвийском управлении гражданской авиации: “Автомат уже был установлен на самолете. Для работы системы требовалось подключить всего два провода, но до катастрофы под Лиепаей, согласно существующим инструкциям по Ан-24, на первом этапе эксплуатации это не допускалось”. Помимо этого, катастрофе поспособствовали преждевременная уборка шасси и закрылков.

Почему я остался жив? Крупнейшая катастрофа в истории Латвии
Последствия катастрофы

Известно, что командир того рейса Александр Костырин после трагедии остался в авиации и ещё 17 лет летал на Ту-134. Катастрофа является крупнейшей в истории Латвии.

Отсюда

См.также:

Чудесное спасение: как стюардесса Весна выжила в страшной авиакатастрофе

Взяли лишнее на борт: история о крупнейшей катастрофе

Молния и взрыв

«Увиденное вызвало шок» Самая масштабная и загадочная авиакатастрофа семидесятых под Москвой

Как из-за нетрезвого сотрудника сгорели два самолёта


Почему я остался жив? Крупнейшая катастрофа в истории Латвии В Телеграм!

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Искусство камуфляжа как оно есть. Правда, для того же тепловизора сия красота как-то не особо интересна. ...
Четаржу:))) Спасибо krasa_tishka ...
Добрый день! Хочу обратиться за помощью со своей давно наболевшей проблемой. Кратко: неспособность создать новые отношения, прогрессирующее одиночество, граничащее с депрессией, страх перед старением и окончательной потерей каких-либо перспектив в личной жизни. О себе (почти ...
Алексей прислал суперфото! Я лично понятия не имею, где это. Но буду думать вместо со всеми. Думаем, не стесняемся, вслух, но только разумные версии. Жанна Михайловна, Вы тоже пишите, не стесняйтесь. ...
Вот этот товарищ через три недели вольется в нашу семью. ...