Почему Владимир Серов закрасил Сталина на своей картине? Картина в стиле
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
Социалистический реализм — художественное направление в котором писали советские художники, преимущественно с 1930 до конца 1980 годов. Именно тогда он был объявлен единственно верным художественным направлением, всевозможные творческие модернистские эксперименты, которыми увлекались художники после революции и в 1920 годах если не запретили, то особо и не приветствовали. Авангард, супрематизм, в котором творил Казимир Малевич и работы Марка Шагала были объявлены несоответствующим задачам, стоящими перед советскими художниками. Даже Казимир Малевич с 1932 года стал писать портреты преимущественно в реалистическом ключе.
![ÐÐ°Ð·Ð¸Ð¼Ð¸Ñ ÐалевиÑ. ÐоÑÑÑÐµÑ ÑдаÑника. ÐÐ°Ð·Ð¸Ð¼Ð¸Ñ ÐалевиÑ. ÐоÑÑÑÐµÑ ÑдаÑника.](/images/main/pochemu-vladimir-serov-zakrasil-stalina-na-svoey-kartine-kartina-v-stile-fb1fe9.jpg?from=https://imgprx.livejournal.net/49942a2fda313092a46f47d593e697ca3621bb8f/eToCxjOiUrNTwb2titd0IdF3W6b99NvuY9eBn4KkmduPgIYdBiNE-Bzlu4CXTxYR1vdXYuQFIrLdqdiZWTQiN46YTZzqXrxiHeXM92KQvj8)
Соцреализм оставил большой след в российском искусстве, было немало отличных советских художников, писавших замечательные картины, как, например, Аркадий Пластов, Александр Дейнека, Константин Юон, Юрий Пименов и многие другие. Их полотна самобытны, оригинальны, у каждого из них была своя манера написания картин и свои излюбленные темы. Но все они в основном работали в стиле соцреализма, поскольку в ином художественном направлении в Советском Союзе добиться признания и известности было просто невозможно. Можно было лишь писать «в стол», с незначительной надеждой, что картины, если они не очерняют советскую действительность и не слишком авангардные, например, пейзажи в стиле импрессионизма когда-нибудь представят на незначительной региональной выставке.
Рассмотрим основные отличительные признаки соцреализма и картин, выполненных в подобном ключе.
1. Простота, наглядность и отсутствие разнообразных интерпретаций
Искусство должно быть понятно простому народу и не оставлять пищи для сомнений в правильности выбранного пути. Именно этому завету и следовали художники-соцреалисты. Их работы чем-то напоминают сюжеты передвижников, например, Ильи Репина или Василия Перова. Но сюжеты, заданные передвижниками, часто имели большую продолжительность во времени и представляли собой традицию изобразительного повествования, больше характерного для литературы. Работы же соцреалистов, особенно в ранний период — до 50 годов XX века, не отличались длительностью повествования — должно быть сразу понятно, что будет с положительными героями, и что их дело правое, а следовательно, они безоговорочно победят. Было чёткое разделение на своих и чужих, особенно поощрялись картины на революционные сюжеты и тут уж сомнений быть не должно. Художники всеми доступными способами, например, распределением теней и общим посылом картины показывали, что победа безоговорочно будет за коммунистами или рабочими, как на картинах Бориса Иогансона.
![ÐоÑÐ¸Ñ ÐоганÑон. ÐопÑÐ¾Ñ ÐºÐ¾Ð¼Ð¼ÑниÑÑов. ÐоÑÐ¸Ñ ÐоганÑон. ÐопÑÐ¾Ñ ÐºÐ¾Ð¼Ð¼ÑниÑÑов.](/images/main/pochemu-vladimir-serov-zakrasil-stalina-na-svoey-kartine-kartina-v-stile-5e1559.jpg?from=https://imgprx.livejournal.net/fc1ad6e34a7dd90688b1d0630be906b37cf356b9/eToCxjOiUrNTwb2titd0IdF3W6b99NvuY9eBn4KkmduPgIYdBiNE-Bzlu4CXTxYRjvysFN8Xf-xKQYbZ_xJtljtR3BYuBWBeVI8so5MwDQc)
Впоследствии, когда идеологически требования несколько ослабли, художники стали больше обращаться к бытовым сюжетам, и тут они стали более литературные, не случайно по знаменитой картине «Опять двойка» Фёдора Решетникова в школе писали сочинение.
![Ð¤ÐµÐ´Ð¾Ñ Ð ÐµÑеÑников. ÐпÑÑÑ Ð´Ð²Ð¾Ð¹ÐºÐ°. Ð¤ÐµÐ´Ð¾Ñ Ð ÐµÑеÑников. ÐпÑÑÑ Ð´Ð²Ð¾Ð¹ÐºÐ°.](/images/main/pochemu-vladimir-serov-zakrasil-stalina-na-svoey-kartine-kartina-v-stile-1fa839.jpg?from=https://imgprx.livejournal.net/359d7e1aa38bf35f1c2396394e945943ba38bf83/eToCxjOiUrNTwb2titd0IdF3W6b99NvuY9eBn4KkmduPgIYdBiNE-Bzlu4CXTxYR72RB2RJ6kPf0cpRrmQwT-SG91ipevP25gcZTBgcZMUk)
2. Обязательные шествия и выход вождей к народу
Соцреалисты часто писали картины, где изображали торжественные шествия трудящихся или физкультурников. Особенно много таких картин появилось в 1930-е годы, как, например, полотно Александра Дейнеки «Стахановцы».
![ÐлекÑÐ°Ð½Ð´Ñ Ðейнека. СÑаÑ
ановÑÑ. ÐлекÑÐ°Ð½Ð´Ñ Ðейнека. СÑаÑ
ановÑÑ.](/images/main/pochemu-vladimir-serov-zakrasil-stalina-na-svoey-kartine-kartina-v-stile-b3efe0.jpg?from=https://imgprx.livejournal.net/ad99bd84f5781bdabdcbca9aff45b35f7abc7d59/eToCxjOiUrNTwb2titd0IdF3W6b99NvuY9eBn4KkmduPgIYdBiNE-Bzlu4CXTxYRksGBUELWb59t98bnQaYdS_Dg-4Eu74JL8NyozfTgOfI)
Возможно, именно из-за таких полотен Дейнеку впоследствии стали называть «плакатным ремесленником» забывая, что были у него и совершенно изумительные картины, написанные от души, а не по соцзаказу, в которых не было ничего плакатного и идеологического. Но как у нас любят по вынужденным произведениям искусства судить о творчестве художника в целом.
А ещё советские художники писали торжественные выходы вождей к народным массам, как, например, на знаменитой картине Герасимова «Ленин на трибуне» 1930 года.
![ÐлекÑÐ°Ð½Ð´Ñ ÐеÑаÑимов. Ðенин на ÑÑибÑне ÐлекÑÐ°Ð½Ð´Ñ ÐеÑаÑимов. Ðенин на ÑÑибÑне](/images/main/pochemu-vladimir-serov-zakrasil-stalina-na-svoey-kartine-kartina-v-stile-d4c210.jpg?from=https://imgprx.livejournal.net/825334d4c54fa60d26949d45b46a83a0814ee30f/eToCxjOiUrNTwb2titd0IdF3W6b99NvuY9eBn4KkmduPgIYdBiNE-Bzlu4CXTxYRKijDjTvHgb6hNEiROCEE9AMfcV-wjX7B9UV2YBEDuuU)
Правда, иногда советские вожди, когда попадали в опалу, исчезали с картин. Так на полотне Владимира Серова «В. И. Ленин провозглашает советскую власть на II Съезде Советов» Сталин после XX съезда и объявления Хрущёвым «культа личности Сталина» был закрашен.
![ÐÐ»Ð°Ð´Ð¸Ð¼Ð¸Ñ Ð¡ÐµÑов «Ð. Ð. Ðенин пÑовозглаÑÐ°ÐµÑ ÑовеÑÑкÑÑ Ð²Ð»Ð°ÑÑÑ Ð½Ð° II СÑезде СовеÑов» ÐÐ»Ð°Ð´Ð¸Ð¼Ð¸Ñ Ð¡ÐµÑов «Ð. Ð. Ðенин пÑовозглаÑÐ°ÐµÑ ÑовеÑÑкÑÑ Ð²Ð»Ð°ÑÑÑ Ð½Ð° II СÑезде СовеÑов»](/images/main/pochemu-vladimir-serov-zakrasil-stalina-na-svoey-kartine-kartina-v-stile-9dee51.jpg?from=https://imgprx.livejournal.net/1df9ab7f2f3260476214313fb00dd5a365b75c15/eToCxjOiUrNTwb2titd0IdF3W6b99NvuY9eBn4KkmduPgIYdBiNE-Bzlu4CXTxYR6ZrrAohP32yM4BNYvD6pvE7_yGT62DZcW0ZN8AU6s9w)
3. Раздольное и изобильное.
На картинах соцреалистов, иногда в ущерб правде жизни, наличествовали величественные панорамы — примером может служить картина Мартироса Сарьяна «Колхоз села Кариндж в горах Туманяна».
![ÐаÑÑиÑÐ¾Ñ Ð¡Ð°ÑÑÑн ÐолÑ
оз Ñела ÐаÑиндж в гоÑаÑ
ТÑманÑна ÐаÑÑиÑÐ¾Ñ Ð¡Ð°ÑÑÑн ÐолÑ
оз Ñела ÐаÑиндж в гоÑаÑ
ТÑманÑна](/images/main/pochemu-vladimir-serov-zakrasil-stalina-na-svoey-kartine-kartina-v-stile-a403a3.jpg?from=https://imgprx.livejournal.net/34d40a4678d1006de69ea808a22650f41abe623b/eToCxjOiUrNTwb2titd0IdF3W6b99NvuY9eBn4KkmduPgIYdBiNE-Bzlu4CXTxYR4o9dJxikbO6olnyqOBquNybrlIciRlywzbRQqnzrejI)
Художники изображали и тучные хлеба, сулящие богатый урожай, как на полотне Виктора Карруса «Хлеб государству».
![ÐикÑÐ¾Ñ ÐаÑÑÑÑ. Хлеб гоÑÑдаÑÑÑÐ²Ñ ÐикÑÐ¾Ñ ÐаÑÑÑÑ. Хлеб гоÑÑдаÑÑÑвÑ](/images/main/pochemu-vladimir-serov-zakrasil-stalina-na-svoey-kartine-kartina-v-stile-9a696d.jpg?from=https://imgprx.livejournal.net/92f595ff91dc1ae1ef81a3f1913c639954fe2c01/eToCxjOiUrNTwb2titd0IdF3W6b99NvuY9eBn4KkmduPgIYdBiNE-Bzlu4CXTxYRjDXO5QGh6qw6VckuMkS9Nd8o2t168m0viEtXYiYr6o0)
Даже люди на картинах соцреалистов больше напоминали мускулистых атлетов, особенно в этом преуспели Александр Самохвалов и Александр Дейнека. Так «метростроевцы» Самохвалова похожи скорее не на обычных девушек, а на древнегреческих богинь, если бы их писал Рубенс.
![ÐлекÑÐ°Ð½Ð´Ñ Ð¡Ð°Ð¼Ð¾Ñ
валов. ÐеÑÑоÑÑÑоевка Ñо ÑвеÑлом ÐлекÑÐ°Ð½Ð´Ñ Ð¡Ð°Ð¼Ð¾Ñ
валов. ÐеÑÑоÑÑÑоевка Ñо ÑвеÑлом](/images/main/pochemu-vladimir-serov-zakrasil-stalina-na-svoey-kartine-kartina-v-stile-f80b64.jpg?from=https://imgprx.livejournal.net/4ab43523a439be522635d7faf479289a392e3b76/eToCxjOiUrNTwb2titd0IdF3W6b99NvuY9eBn4KkmduPgIYdBiNE-Bzlu4CXTxYR2iSxGSd2AP_kUUQ-2Bzti1zk6pZMdAIAErEyQVxLgrI)
4. Типовые портреты героев времени.
В Советском Союзе были свои герои — партийные работники, революционеры, видные учёные, чьи работы не противоречили советской идеологии, поскольку, например, генетика была объявлена лженаукой, деятели культуры и, разумеется, простые рабочие и крестьяне. Соцреалисты часто писали их портреты — иногда именные, когда героем становился известный человек, как на картинах Александра Герасимова «Портрет балерины Лепешинской».
![ÐлекÑÐ°Ð½Ð´Ñ ÐеÑаÑимов. ÐоÑÑÑÐµÑ Ð±Ð°Ð»ÐµÑÐ¸Ð½Ñ ÐепеÑинÑкой. ÐлекÑÐ°Ð½Ð´Ñ ÐеÑаÑимов. ÐоÑÑÑÐµÑ Ð±Ð°Ð»ÐµÑÐ¸Ð½Ñ ÐепеÑинÑкой.](/images/main/pochemu-vladimir-serov-zakrasil-stalina-na-svoey-kartine-kartina-v-stile-3d7a61.jpg?from=https://imgprx.livejournal.net/7715eead7039cbadd8f40d4895858250295129c3/eToCxjOiUrNTwb2titd0IdF3W6b99NvuY9eBn4KkmduPgIYdBiNE-Bzlu4CXTxYRSzQf460ODsHnQyXZ--ZbEfuuIskxhewy34Ltdllu-n4)
А чаще писали портреты обычных людей труда и тогда не было необходимости заострять внимание на их чертах лица и фигуре и писать их правильно, можно было что-то приукрасить ради большего пропагандистского эффекта. Потому и девушки на картинах соцреалистов сплошь мускулистые, крепкие, энергичные и готовые к труду, напоминают героев плакатов, как на картине «Крановщица» Павла Григорьева-Савушкина.
![Ðавел ÐÑигоÑÑев-СавÑÑкин. ÐÑановÑиÑа Ðавел ÐÑигоÑÑев-СавÑÑкин. ÐÑановÑиÑа](/images/main/pochemu-vladimir-serov-zakrasil-stalina-na-svoey-kartine-kartina-v-stile-aba91f.jpg?from=https://imgprx.livejournal.net/b7b291e4c38c1e1df19300e79c2312404dd84632/eToCxjOiUrNTwb2titd0IdF3W6b99NvuY9eBn4KkmduPgIYdBiNE-Bzlu4CXTxYROJLi_TjVOz9wE-8MSS6ildWO7T8wOwIdy4UrzUKU6t0)
Впрочем, позднее, уже в 80-ые годы стала преобладать правда жизни и рабочие стали напоминать реально существующих людей. Примером может служить картина Вячеслава Варнашова «Крановщик Кузьмин».
![ÐÑÑеÑлав ÐаÑнаÑов. ÐÑановÑик ÐÑзÑмин ÐÑÑеÑлав ÐаÑнаÑов. ÐÑановÑик ÐÑзÑмин](/images/main/pochemu-vladimir-serov-zakrasil-stalina-na-svoey-kartine-kartina-v-stile-6d156e.jpg?from=https://imgprx.livejournal.net/ca9dd697753cfeac22b9cd4d095f1edcb32e2967/eToCxjOiUrNTwb2titd0IdF3W6b99NvuY9eBn4KkmduPgIYdBiNE-Bzlu4CXTxYRQyQnLKe66KTmTP2s3pedSdS7aXuG9ZYBRh1O9v8AmBk)
5. Лирические мотивы
Постепенно идеологическая направленность соцреализма стала ослабевать, нужны были и лирические бытовые картины, показывающие обычную жизнь советских людей и красоту природы. Стали востребованы и импрессионистские пейзажи — на них уже перестали глядеть как на нечто совершенно чуждое советской художественной школе, потому и на выставках стали появляться замечательные картины Игоря Грабаря, который умел изумительно писать русскую зиму. Даже Александр Герасимов, которого некоторые искусствоведы называли «придворным сталинским художником», писал цветочные натюрморты и дачные террасы. После Второй мировой войны появилось много лирических картин, например «Письмо с фронта» Александра Лактионова.
![ÐлекÑÐ°Ð½Ð´Ñ ÐакÑионов. ÐиÑÑмо Ñ ÑÑонÑа. ÐлекÑÐ°Ð½Ð´Ñ ÐакÑионов. ÐиÑÑмо Ñ ÑÑонÑа.](/images/main/pochemu-vladimir-serov-zakrasil-stalina-na-svoey-kartine-kartina-v-stile-06d280.jpg?from=https://imgprx.livejournal.net/bd23a2640c25bab012b4556b35da93177a1629b9/eToCxjOiUrNTwb2titd0IdF3W6b99NvuY9eBn4KkmduPgIYdBiNE-Bzlu4CXTxYRpeDp18TIJontWnzSEIYeEKlMqp-M1Ekwotcs5x6zAxw)
А ещё соцреалисты стали писать детей, как на картине Фёдора Решетникова «Прибыл на каникулы», или удивительно жизнерадостном полотне Татьяны Яблонской «Утро».
![ТаÑÑÑна ЯблонÑкаÑ. УÑÑо ТаÑÑÑна ЯблонÑкаÑ. УÑÑо](/images/main/pochemu-vladimir-serov-zakrasil-stalina-na-svoey-kartine-kartina-v-stile-4c3536.jpg?from=https://imgprx.livejournal.net/831a4adc613545f5ec32d47aa27aecc6a073e6f3/eToCxjOiUrNTwb2titd0IdF3W6b99NvuY9eBn4KkmduPgIYdBiNE-Bzlu4CXTxYRQp_w_HbVlVoMU2gMAzjFs2bQYgy2tKmJkPk7Opz9n5s)
Стали даже писать обнажённую натуру, если только она не была излишне пошлой и выглядела естественно, примером могут служить полотна Дейнеки «Купальщицы» или Аркадия Пластова «Весна».
![ÐÑкадий ÐлаÑÑов. ÐеÑна. ÐÑкадий ÐлаÑÑов. ÐеÑна.](/images/main/pochemu-vladimir-serov-zakrasil-stalina-na-svoey-kartine-kartina-v-stile-add36d.jpg?from=https://imgprx.livejournal.net/d9c6944873494cea63d48fa381f98ac84842e11b/eToCxjOiUrNTwb2titd0IdF3W6b99NvuY9eBn4KkmduPgIYdBiNE-Bzlu4CXTxYRmIM5ii8d-za74u3ocDAjI25yMbUvbgrQXLoP5JN2GnA)
Соцреалисты оставили огромный след в истории советской живописи, многие из картин, написанных ими, были выдающимися произведениями искусства, которые восхищают любителей живописи и сейчас, особенно если они лиричны и не служат только пропагандистским целям.
![Почему Владимир Серов закрасил Сталина на своей картине? Картина в стиле Почему Владимир Серов закрасил Сталина на своей картине? Картина в стиле](/images/main/pochemu-vladimir-serov-zakrasil-stalina-na-svoey-kartine-kartina-v-stile-e5ecfb.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/artalebrio/94118162/35452/35452_original.jpg)
Приобщиться к миру прекрасного и инвестировать в вечные ценности можно на сайте галереи artalebrio.com Пообщаться с автором и купить картину без посредников на сайте галереи.
|
</> |