Почему в музыкальном образовании столько монстров?
lenkaolenka — 13.01.2023Если что-нибудь может пойти не так, оно пойдёт не так. Закон Мерфи.
Я с детства привыкла слышать из классов
музыкальных школ бывшего СССР дикий ор и ругань: это учителя
срывались на крик, когда ученики не в состоянии были
соответствовать их "идеальному обраpазу ученика -
вундеркинда" среди других тараканов в голове.
На западе несоблюдение границ ученика
выражается в форме «тихой агрессии» и газлайтинга: законы об
оскорблении учеников в Америке строже, а родители расстаются с
музыкальным образованием при первой жалобе ребенка легко. Там я
знаю достаточно много пианистов-виртуозов, которые бравируют своей
жесткостью и скрытым садизмом и издевательствами над своими
учениками в социальных сетях. Они считают, что плётка в виде
жестких рамок и завышенных требований – это залог успеха, а
безропотное подчинение их прихотям – заслуженное "уважение и
преклонение", ведущее к прогрессу и эффективности обучения.
Истязания и издевательства на
уроках фортепиано - проблема интернациональная!
С приходом в нашу жизнь скрытых камер
слежения, ворвались в современную криминалистику и удивительные
судебные процессы. «Внезапно» оказалось, что на уроках с учеником
«традиционные» педагоги фортепиано ведут себя, мягко говоря,
неподобающе. Они не соблюдают дистанции и физически внедряются в
личное пространство учеников, позволяют обращаться с детьми, как с
марионетками (нависают над ребёнком, используют его руки, словно
это тряпичная кукла, а не человек).
Не умея обучать, используя природные
точки опоры, такие педагоги ХИ всячески поощряют зубрёжку и
натаскивание. «Традиционная» музыкальная педагогика достигла дна в
несоблюдении личных границ учеников: грань между натаскиванием и
насилием, злобной констатации каждой ошибки и глумлением тонка и
очень условна.
Натаскивание в музыкальной педагогике -
это открытый ящик Пандоры: заходи кто хочешь, твори что вздумается.
Это прямой путь к насилию, избиениям и педофилии. Мои
категорические протесты и призывы не трогать учеников во время
уроков вообще, сохранять дистанцию, не приближаться без нужды, не
манипулировать их руками пока не находят достойного отклика в
"традиционной" среде. При этом преступления совершают порой прямые
ученики тех, кто сегодня занимает самые высокие места на
корпоративной лестнице, именуемой «музыкальным
образованием».
Видео начинается со слов из фильма "Адвокат Дьявола": гордыня - мой любимый из грехов!
Показательна в этом ракурсе история с
Екатериной Мечетиной. (Екатерина
Васильевна Мечетина — российская пианистка, педагог.
Солистка Московской государственной филармонии. Заслуженная
артистка Российской Федерации (2018) Лауреат Премии Президента
Российской Федерации (2011)
C Екатериной Мечетиной и её
педагогическими воззрениями я познакомилась в Интернете, в группе
педагогов музыки и фортепиано в конце 2014 года. Она активно
продвигала «традиционные» методы обучения и в то же время делала
вид, что интересовалась новшествами в музыкальной педагогике.
Я с радостью поделилась с группой
успехами наших учеников, достигнутых с помощью современных
технологий и программы «Софт Моцарт». В качестве примера поставила
видео 6-летней ученицы моей практикантки из Израиля, пианистки и
мамы девочки, играющей достаточно сложное произведение И.С. Баха (
для возраста девочки). Делала это юная пианистка легко и
свободно.
Поскольку ребенок был мал ростом и играл на
акустическом пианино (судя по видео, это было спонтанное
выступление на фортепиано в спортзале какой-то израильской школы),
ребенок за инструментом не сидел, а полу-стоял.
Екатерина Мечетина подвергла игру
девочки безжалостной критике: «Бедный ребенок... Ей бы хотя бы
стул на нужную высоту подняли... Молчу про верчение локтем и многое
другое... Не должны так играть 6-летние девочки, педагогу
двойка.» За этим последовала коллективная травля системы «Софт
Моцарт» и меня, как автора этой системы. Естественно, меня из
группы выгнали и заблокировали в едином "благородном"
порыве.
Прошло немного
времени, и мама девочки приехала, чтобы взять у Мечетиной
мастер-класс. Мечетина, не узнав ребенка (поскольку на видео он
сидел к зрителю спиной) и не имея информации, что девочка начинала
исключительно с системы Софт Моцарт, выразила своё глубокое
восхищение развитием девочки, а также знаниями, умениями и
навыками, которыми она обладает.
После этого, когда от моего имени
Мечетиной был задан вопрос в Интернете, не желает ли она взять свои
слова обратно и прекратить травлю системы Софт Моцарт, она не
находит ничего лучшего, как на голубом глазу заявить, что ребёнок
так играет исключительно... благодаря её, Мечетиной, единственному
мастер классу! Вот так, дорогой читатель, работает так называемый
«газлайтинг».
(Газла́йтинг (от английского названия пьесы «Газовый свет», англ. Gas Light) — форма психологического насилия и социального паразитизма, главная задача которого — заставить человека мучиться и сомневаться в адекватности своего восприятия окружающей действительности через постоянные обесценивающие шутки, обвинения и запугивания. Психологические манипуляции, призванные выставить индивида «дефективным», ненормальным. )
Но и это еще не всё!Чуть позже студент Екатерины
Мечетиной Мгер Махсудян подвергается уголовному преследованию за
издевательства и избиение маленькой девочки, его ученицы, во
время урока фортепиано. Камеры скрытого наблюдения
продемонстрировали чудовищные кадры насилия и воплей на ребёнка:
«Я зашью твои плечи к твоим ушам!» - кричал вконец
озверевший «педагог», бил ребёнка по голове и пинал её ногой.
Надо заметить, эта фраза про уши
и плечи как нельзя лучше сочетается с оценкой Мечетиной о «верчении
локтями» девочки из Израиля. Главное для таких костоломов от
музыки – имитация идеального образца. Идеальное исполнение,
но не развитие ребёнка – вот что беспокоит хитроумных людей,
которые сегодня залезли наверх и оттуда поучают всех, как им нужно
работать. Помните? Хитрость – это ум без доброты!
Поэтому ярчайшие
представители ХИ (Хитроумные Интерпретаторы), не
способны видеть объективные обстоятельства (маленький рост 5 летней
девочки при огромном желании всё же исполнить Баха на большом
пианино, вжатая в плечи голова другого ребёнка из-за страха сделать
неверное движение) чьего-то "несовершенства". Они лишены
элементарного умения сопереживать. Да что там сопереживать? Они и о
психологии другого человека ничего не знают, ибо в их системе
координат других людей попросту не существует!
При обсуждении этого страшного события
на форуме профессионалов читаем: «Иногда учитель должен быть
жестким, и слезы на занятиях - не такое уж и необычное дело, если
родителям и ученику нужен результат. но оскорбления и
рукоприкладство - это уж слишком. Надеюсь, получит по заслугам
такой «педагог!». Это здесь
Нет, учитель не должен быть жестким и цель обучения – не
«результат» сквозь слёзы и унижения. Цель занятий - не впечатлить
строгую комиссию недобрых педагогинь. Они никогда довольными
всё-равно не останутся, потому что ни один человек не может
сравниться с идеалом в их воображении. Цель обучения всё же -
создавать и поддерживать мотивацию ученика совершенствоваться в
музыке.
Жесткость - начальная стадия насилия. При этом
даже на начальной стадии насилие калечит человека. Навсегда.
Верчение локтями и втягивание головы в плечи не убивает музыку. А
вот жесткость и насилие убивают. Детей и их веру в свои силы.
Вы думаете, Екатерина
Мечетина вынесла какой-то урок после происшедшего? Вы думаете, она
взяла на себя хотя бы толику ответственности за поведение своего
студента? Отнюдь! Сначала она заявила, что «всегда была высокого
мнения о своем студенте, и не понимает, что с ним
произошло».
Когда
же Мгера Махсудяна осудили за уголовное преступление, Мечетина тут
же отмежевалась от него: «Человеку с такими моральными
качествами не место ни на сцене, ни тем более рядом с детьми. Я,
честно говоря, сейчас уже не могу сказать, что я заинтересована в
его будущем, просто вот после всего, что случилось. Ну вот знаете,
как психологи говорят, любые эмоции имеют право на существование.
Вот для меня этот человек перестал существовать. И я с этим ничего
не могу поделать» написала она.
Конечно, Екатерина Мечетина «не может ничего поделать», как и любой типичный ХИ: поучать, судить, устраивать травлю, «наносить добро и причинять справедливость» такие «педагоги» хорошо умеют. Отвечать за последствия своих поступков? О, нет! О таком не слышали.
Что ж, мы не будем уподобляться этой
позиции. Давайте всё же попробуем понять, как именно в педагогах,
обучающих игре на фортепиано, просыпается монстр. «Вдруг» в
реальной жизни не бывает и всему есть своя причина и своё
объяснение. Итак, отчего преподаватели фортепиано становятся злыми
и «слетают с катушек»? Давайте разбираться вместе...
Продолжение следует
(Из новой редакции книги "Стать талантливым музыкантом?
Легко!)