почему упростилась поп-музыка

топ 100 блогов inkpoint07.11.2022 Музыкальная поп-культура прошлого века теперь кажется наследием атлантов, искусной работой какой-то ушедшей цивилизации. Откройте на Ютубе любую культовую песню – и увидите множество комментов от молодых людей, они пишут примерно так:
- Мне 17, и я опоздал. Я хочу жить там и тогда, чтобы сходить на концерт Боуи.
- Нынешняя музыка – это не музыка.
- Куда катится мир? У человечества была прекрасная музыка, а теперь звёздами стали Джастин Бибер и Кэти Пэрри. Что происходит, почему людям нравится эта хрень?

И я тоже пытаюсь понять, что случилось с музыкой. Посмотреть из 22-го и что-то понять.

Вот давайте просто по фактам. Битлы действительно изменили мир – молодёжная музыка перестала быть лишь прикладным фоном для танцев и вечеринок. Если ещё в 1964-м эфир дышал твистами и рок-н-роллами, текстами вроде «Давай потанцуем, крошка», то в 1966-м альбом “
Revolver” стал дверью в психоделическое путешествие.
Это была настоящая революция, рождённая массой причин: техническим прогрессом, новой индустрией массовой культуры, новыми ценностями послевоенного поколения. Для вчерашних мальчишек с гитарами открылся новый путь – им уже мало было играть на танцах. Открылась возможность шаманить в студии, становиться властителями умов и настроений, создавать новый арт.
Популярная музыка стала новым искусством, полем для экспериментов. И как всякое искусство, поп-музыка теперь могла обозначить «порог входа», могла потребовать от слушателя некоторой компетенции. Во второй половине 60-х музыка усложнилась стремительно и совершенно фантастически.


Оказалось, что песня может быть длиннее трёх минут. Оказалось, что можно использовать любые инструменты – хоть ситар, хоть орган, хоть крутить плёнку задом наперёд.
И конечно, вслед за Битлами возникло множество других ярких имён. Эти музыканты мыслили себя творцами, вот именно что artist-ами, музыкальными художниками. И сам вектор, «мэсседж» новой музыки изменился кардинально. Если раньше было: «Я тебя развлеку, я буду доступной и понятной», то теперь: «Попробуй меня понять. Я тебя удивлю, я – не простая, я не для всех. Сможешь?»

К тому времени в музыкальной индустрии уже существовали вполне конкретные метрики успешности, довольно точные данные по количеству проданных пластинок. Если посмотреть на британский или американский хит-парад конца 60-х, то увидим там традиционные величины - скажем, того же Элвиса, Синатру, каких-то кантри-исполнителей. Увидим множество доступных, массово понятных поп-хитов. И в то же время мы обнаружим там множество сложной музыки, которая запросто попадала в хит-парад, явно была любима и востребована.


Первый альбом “King Crimson” (1969) – пятое место в британском чарте.
Первый альбом “Led Zeppelin” (1969) – шестое место, все остальные прижизненные альбомы “LZ” поднимались на первое.
Первый альбом “
Pink Floyd” (1967) – шестое место, а все последующие стабильно были в десятке.
Genesis” – начиная с 1973-го, все альбомы – в десятке.
“Jethro Tull” – первые пять альбомов в десятке, Stand Up (1969) дошёл до первого места.
ELP” – первые пять альбомов в десятке.
Yes” – в десятке все альбомы c 1971-го по 1980-й

В Штатах вкусы попроще, но и там, например, “Thick as a Brick” в 1973-м вышел на первое место. Как вам такое?

Скажу честно – когда я всмотрелся, для меня это стало крушением мифа о том, что эти группы - это нишевая музыка, интересная лишь редким меломанам-ценителям, занудам и умникам с немытыми волосами. Статистика наглядно подтверждает: весь этот хитроумный психодел, весь этот навороченный арт-прогрессив-рок вовсе не был уделом эстетов. Эту музыку люди массово любили и слушали.

Да, уже в начале 70-х маятник качнулся в обратную сторону, а в конце десятилетия и вовсе пришло диско, простое и всем доступное. Но сложная музыка из хит-парадов не исчезла!

Ведь есть среди наших олдовых рокеров и другой миф: что сложная музыка закончилась на исходе 70-х. Нисколько. Многие нововолновые группы были очень непросты – мои любимые XTC, Elvis Costello и Joe Jackson, те же Police. Мэйнстрим 80-х был весьма эстетским – чего стоят лишь эти авторки – Тори Эймос, Кейт Буш, Сюзанна Вега, Джони Митчелл – это всё именно Арт, с большой буквы.
При взгляде из нашего времени многие мэйнстримовые альбомы 80-х кажутся полотнами мастеров. Бывшие одногруппники Колинз и Гэбриэл, Рокси Мьюзик и Боуи, Юритмикс и Принс, Пол Саймон и Пол Маккартни, Стинг и Dire Straits, многие прочие – всё это музыка отличной выделки, это именно что искусство. Группу Queen тогда многие упрекали в «попсовости» - а теперь многие видят в них абсолютную и недосягаемую музыкальную величину.

Волна брит-попа в середине 90-х – простая музыка? Вовсе нет, тем более, что там нашлась одна группа, вышедшая за пределы жанра. Экспериментальный, вроде бы нарочито некоммерческий альбом Radiohead “OK Computer” две недели оставался на первом месте.

А вот в нулевых сложная музыка в чартах действительно закончилась. Пожалуй, лишь Muse могу назвать в качестве исключения, - им ещё удалось быть непростыми, технически изощрёнными и массово популярными. А дальше на вершины хит-парадов окончательно взошли рэперы, бойзбэнды и всяческие поп-дивы на энергетиках.

И дело даже не в стиле – дело в музыкальной изобретательности, в композиторской мысли, если хотите. Да, нынешняя массовая музыка сделана очень качественно, «фирмово», но гармонически и мелодически эта музыка ничем не удивляет, она тотально скучна и предсказуема. Она опять говорит людям: «Я буду для тебя удобной и понятной».
Как будто двери золотого века открылись примерно в 1966-м и закрылись примерно сорок лет спустя, и массовая музыка полностью вернулась к своему прежнему смыслу: быть фоном и развлечением, не больше.

И тут я был бы рад дать ответ на вопрос – почему так случилось. Но ответа у меня нет, есть лишь версия, примерно такая:
Музыку в прошлом веке слушали люди, готовые потратить на неё деньги и время; люди, готовые искать музыку в магазинах, вникать в неё, выстраивать свои отношения с этой музыкой. Кто-то любил «лёгкие» жанры, кто-то – посложнее, но все эти люди были к музыке неравнодушны.
А прочие многие, кому музыка нужна была просто для фона, включали радио и не парились.

За последние 15-20 лет все эти «обыватели», все эти «народные массы» получили очень лёгкий доступ к музыке, в два клика и за копейки. И теперь чарты стали истинным отражением массового вкуса - будь то британский хит-парад или топ «Яндекс-музыки». Обывателям не нужен эксперимент, им нужно простое и понятное – для тусовки, для отдыха, для быстрой езды в авто, и вот это они теперь называют словом «музыка». А настоящей интересной и экспериментальной музыки в мировых хит-парадах больше не будет. Никогда.

P
.S. Если у вас есть примеры «сложной» и одновременно популярной музыки, изданной в нашем веке, – ей-богу, я с удовольствием прислушаюсь к рекомендациям.

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
На востоке Москвы из-за угрозы теракта эвакуирован дом По его словам, около 22:00 милиционеры обнаружили во дворе дома машину ВАЗ-2105, которая показалась им подозрительной. Автомобиль был припаркован рядом с районным газораспределительным ...
1) 2) 3) 4) 5) 6) 7) 8) 9) 10) 11) 12) 13) Клуб «Ясен ...
Сидим мы в выходные, жарим шашлык на мангале и возник разговор о пикаперах. Если коротко: Присутствующая дама высказала мысль, что пикап, это это для спермотокикозных вьюношей и подростков. Если за мужчиной, когда ему 35-40 лет, не бегают женщины, значит он некачественный мужчина и неудач ...
Отказавшись принять условия Навального о дебатах в прямом эфире. А так дышал, так дышал, грозя сделать из Навального сочную котлету. Нечего было позориться всенародно, сжимая кулачки и грозя сидящему под арестом гражданскому лицу физической расправой. Не согласен с обвинениями? Иди в ...
Всем тем, кто пиздел тут про #путинслил "ичо-ичо - не знали что хохлы укропы пидарасы? не знали, что могут электричество отключить? за полтора года можно было..." Дорогие долбоёбы. Обратите внимание на кабель. Такого рода изделия бухтами на складах не валяются прозапас и на базаре ...