Почему употребление "рун" в российской военной символике антиисторично.
ua_katarsis — 15.04.2024 То, что с СВО дело обстоит настолько неладно, видно по символике подразделений российской армии. Насколько "верховному" РФ вообще наплевать на все,если есть "группа "Центр". отряд "Викинг". Постоянно мелькают "рунические надписи" и разного рода "черные солнышки".При этом Тувинец, вслед за "верховным", вообще ни разу не прокомментировал данное паскудство,не говоря о строгом разбирательстве и суровом наказании
Я помню, как сразу после 2 "чеченской" компании набирали личный состав грозненского ОМОНа и др. "национальные" части. Подавляющее большинство пришло с "ваххабитскими" нашивками и бородами. Люди Кадырова сказали, делайте, что хотите, но оклад получат те, кто будут одеты и острижены по форме. И подействовало!
Вывод простой. или Москве все
Для примера. Как поступили в "гейских" Штатах, когда всего 1 боец нацепил на себя нашивку дивизии СС "Тотенкомпф". Напомню, гитлеровцы не убили в Штатах каждого 4, и американцы не празднуют каждый год 9 Мая.
Но,тем не менее:
Фотография с шевроном была опубликована в Instagram. После гневных комментариев пост пыл поспешно удален, однако скриншот изображения разошелся по другим соцсетям.
Армия США начала расследование инцидента в связи с публикацией в соцсетях, в которой американский военнослужащий засветился с нашивкой подразделения нацистской Германии СС "Мертвая голова". Об этом 26 марта сообщает AirForce Times.
По предварительным данным 20-я группа спецназа штата Алабама, опубликовала 24 марта фотографию в сети Instagram на которой изображен военнослужащий с нашивкой в виде черепа, характерной для бойцов подразделения SS-Panzer-Division "Totenkopf". Это специфическое изображение черепа и скрещенных костей, которое было принято в элитном корпусе Адольфа Гитлера.
Публикации содержала безобидные комментарии — "То самое чувство выходного дня. Наслаждайтесь остатком выходных. Не прекращайте тренировки. Не успокаивайтесь". Однако фото вызвало шквал с критикой нашивки, которая была видна на задней части шлема одного из военнослужащих. После этого пост был удален.
"Использование символов и нашивок с изображением исторических образов ненависти недопустимо и является явным нарушением наших ценностей. Мы осведомлены о ситуации и в настоящее время расследуем этот вопрос", — заявил представитель Национальной гвардии США Мак Музио.
Он подтвердил, что подразделение удалило сообщение. Но в последующие дни скриншот изображения был опубликован в других социальных сетях, где сотни людей критиковали подразделение и комментировали историческое значение изображения.
Поскольку в РФ демонстративно пропагандируется невежество и мракобесие в отношении родной истории, даю небольшую историческую справку.
На данный момент, наука не знает никаких т.н. "славянских рун!"
Из исторических источников известно крайне мало:
1. Черноризец (монах) Храбр (кто такой, точно нам пока не известно) писал, что у славян были какие-то знаки для письма («черты» и «резы»).
2. Титмар Мерзебургский – немецкий хронист – пишет, что на острове Рюген в храме Ретра он видел вырезанные имена божеств неизвестными знаками.
3. Арабский путешественник Ибн Фадлан пишет о русах, которые находились в Булгарии: они сожгли труп умершего сородича, потом на могиле сделали надпись. Хотя некоторые историки, считают, что это было не русы, а викинги.
4. Арабский сочинитель Инб-аль-Надим сообщает, что ему известны факты наличия у русов письменности, знаки которой они вырезали на дереве. Он приводит пример такой письменности, но она у него так искажена, что ее расшифровать невозможно.
То,что в интернете выложено под вывеской "славянские руны", это или неприкрытая калька с древнегерманских
Либо "работа" Чудинова.
Его метод прост.
Берется камень/дерево, на котором что-то есть.
Например, тиуновский камень с одноименного святилища.
Делается копия,с нее еще копия. И так, пока не получится высококонтрастное изображение состоящее только из черных пятен. По сути - черно-белый шум, не более. А потом, берется ручка. И соединяются линии так, как подсказывает фантазия или внутренние голоса.
Так он находил надписи в духе "Перун здесь был", "это я мать мара, мля" и "даждь бдыщь бог нах" на камнях в лесу, на кладках церквей и на дверях общественных туалетов.
Насколько я знаю, Чудинов увлекся методом своего имени настолько,что "нашел" "рунические" надписи уже даже на территории..Луны!
Впервые этот миф, очень популярный в среде русских неоязычников, отразился в кино в 2004 г., когда на экраны вышел четырёхсерийный фильм «Легенда о Кащее». Но если недавно можно было думать, что славянские руны являются частью маргинальной субкультуры приверженцев фольк-хистори и увидеть их в респектабельных СМИ невозможно, то сейчас ситуация изменилась. В 2018 г., в православную Пасху, Первый канал показал документально-игровой фильм «Крещение Руси». Титры этого фильма стилизованы под рунические надписи.
Для начала стоит сделать очень краткий, но совершенно необходимый экскурс в область рунологии – таково вполне официальное
наименование интегративной научной дисциплины, занимающейся изучением рунической письменности. Занимаются ей преимущественно скандинавские учёные (далее станет понятно, почему), но и некоторые отечественные исследователи, в частности Э. А. Макаев и Е. А. Мельникова, внесли заметный вклад в её развитие. При этом, несмотря на то, что руны изучает уже не одно поколение учёных, многие её вопросы до сих пор остаются спорными, в том числе и вопрос об этимологии самого этого слова. По наиболее распространённой версии, оно происходит от основы со значением «тайна, секрет, шёпот», поскольку подобные значения зафиксированы в ряде германских языков [Mees 2014] Общепризнано, что руническая письменность возникла на основе другого алфавита. Где и при каких обстоятельствах возник рунический алфавит, точно не известно. Вероятнее всего, его прототипом послужила латиница, хотя высказывались гипотезы о происхождении рун из греческого, этрусского или какого-то иного долатинского алфавита. Наиболее древние рунические знаки именуются старшими рунами, они использовались до конца VIII в., хотя кое-где применялись и позднее. Этот алфавит состоял из 24 знаков, по чтению первых шести букв он получил название «футарк». Постепенно руническая письменность претерпевала изменения. К IX в. в Южной Скандинавии возник упрощённый алфавит из 16 знаков –
младшие руны. Недостаточность 16 знаков для передачи всех существовавших в скандинавских языках звуков привела к возникновению так называемых пунктированных рун, где для различения звуков при некоторых знаках использовались точки. Впрочем, и этого не хватало, поэтому уже в XII в. этот алфавит был дополнен ещё несколькими знаками, созданными на основе латиницы. В этом варианте руническое письмо существовало ещё на протяжении нескольких веков.
Неоднократно высказывалась точка зрения, что руны – это прежде всего магические символы, использовавшиеся для гадания, для записи заклинаний, а также имевшие функцию оберегов. Современная наука, однако, видит в рунах преимущественно алфавит, то есть средство коммуникации [Мельникова 2001, 13; Mees 2014].
И в самом деле, данные археологии показывают широкое использование рунической письменности именно для повседневного общения. Так, в норвежском городе Берген в слоях XIII–XIV вв. найдены сотни деревянных стержней и дощечек с различными бытовыми надписями и письмами, от деловой переписки до любовных посланий. Представлены в этих надписях и христианские молитвы или их начальные слова. Похожие находки встречаются в Швеции, Дании, некоторых районах Германии [Мельникова 2001, 21–22; Мельникова 2014].
Пока, как мы видим, всё вполне понятно и просто. Однако большие сложности начинаются, когда дело доходит до чтения (а точнее – до расшифровки) рунических надписей. Способы начертания многих рун были неустойчивы – одна и та же руна могла на письме передаваться различными знаками (аллографами – вариантами начертания). Аллографы одной руны могут быть очень похожи на аллографы другой руны.
Ещё более ситуация осложняется тем, что типы письменности, графически сходные с рунами германских народов, встречаются
и в других регионах Евразии – от обширных пространств Южной Сибири, Средней и Центральной Азии [Кызласов 1994, 162–164] до
Венгрии, Болгарии, Румынии, Северного Кавказа и Воронежской области [Щербак 1971]. По аналогии эти письмена тоже стали называть рунами, хотя о родстве между этими видами письменности речь не идёт – только о типологическом сходстве. В отношении этих знаков часто используется термин тюркские руны, но И. Л. Кызласов, резонно заметив, что пользоваться такими видами письменности могли не только тюркоязычные народы, и что эти алфавиты встречаются преимущественно в степном поясе Евразии, предложил их называть степными рунами [Кызласов 1994, 5–6].
Ну а что же славяне – могли они тоже использовать руны в дохристианский период своей истории? Специалисты весьма скептически относятся к такой возможности: «Почти наверняка не имели рун и не пользовались руническим письмом славяне, иранцы, монголы, аборигены Кавказа. На территории Советского Союза, если не принимать во внимание единичные находки надписей скандинавского происхождения, до настоящего времени были обнаружены только тюркские руны» [Щербак 1971, 80]
Что касается скандинавских рун, вырезанных на предметах, найденных в Восточной Европе, то их анализ, проведённый Е. А. Мельниковой, показывает явное тяготение древнейших надписей, датируемых IX–X вв., к северо-западному региону Руси (Ладога, Новгород), где присутствие скандинавов было заметным. Но может быть хотя бы часть «тюркских рун», обнаруженных на территории современной России, имеет отношение к славянам?
Например, руны из-под Воронежа? Так можно было бы думать, если не знать, что эти письмена обнаружены на камнях Маяцкого городища, которое соотносится археологами с хазарами, булгарами и аланами, но никак не со славянами.
Та же проблема и с надписями на так называемых баклажках из Новочеркасского музея – глиняных сосудах, обстоятельства находки которых, к сожалению, неизвестны. Вероятнее всего, они тоже сделаны на тюркском языке, но, что примечательно, разные специалисты, пытавшиеся их читать по-тюркски, давали совершенно различные варианты перевода. Свои варианты предлагали также исследователи, считавшие надпись касожской (древнечеркесской) и славянской [Щербак 1971, 77]. Попытки прочитать рунические надписи на баклажках и на камнях Маяцкого городища как славянские предпринял в 50–60-е гг. XX в. И. А. Фигуровский, но не нашёл поддержки со стороны специалистов-филологов [Истрин 1988, 127–128].
В тех фильмах советской поры, в которых находила своё отражения тема славянского язычества – а их было немало [Бесков 2016], не было и намёка на руническую славянскую письменность. Иного и быть не могло, ведь в ту пору обычным делом было привлечение к работе над фильмами учёных-историков, выступавших в роли консультантов. Однако всё переменилось с началом нового, постсоветского периода нашей истории. Внедрение рыночных отношений сильно перекроило все сегменты массовых коммуникаций – книгоиздатели, редакции газет и журналов, кино- и телепродюсеры – все стремились научиться работать по-новому, «так, как на Западе».
Стремление к максимальному коммерческому успеху закономерно вело к тому, что упор делался на новизну и сенсационность как материала, так и его подачи. Начинает издаваться большими тиражами псевдонаучная литература исторической направленности, в том числе и о славянской мифологии. На страницах этих книг и зарождается миф о славянских рунах.
цит. по А.Бесков «СЛАВЯНСКИЕ РУНЫ» НА РОССИЙСКИХ ЭКРАНАХ: РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ НЕОЯЗЫЧЕСКОГО МИФА
|
</> |