Почему у лоялистов нет своих объяснений пропаганды? - А зачем?
lyamur — 19.04.2022
Вот тут в
комментах спрашивали, а чего это проправительственные (назовём их
лоялистские) силы не выдвигают собственных объяснений и анализов
пропагандистских выступлений своих противников.
У меня есть предположение - что им и так норм.
Давайте так. Расскажу, как мне это видится. Почему и зачем
происходит так, как происходит.
Вот есть осуждающие войну слои населения. Плохо ли, хорошо ли
- но они, по моим наблюдениям, в основном разделяют либеральную
идеологию и относятся, в массе своей, к гуманитарной интеллигенции.
Большая часть наблюдаемых мною из этой среды - нижний средний или
просто средний класс (насколько это можно сейчас выделить, при
такой-то экономике). Технари тоже есть, но они не преобладают. Тех,
кто работает руками, в этой среде не наблюдаю вообще (или они
хорошо прячутся); нижнего класса тоже не видать.
Теперь. Зачем вообще нужна пропаганда?
Как любой маркетинговый акт, пропаганда запускается НА КОГО-ТО
(определённую целевую аудиторию, ЦА) и имеет своей задачей
сподвигнуть представителей этой ЦА на определённое целевое действие
(в инфобизе это - кликнуть на кнопку, подписаться на рассылку,
оформить заказ, купить, лайкнуть, перейти на сайт и т.п.). Просто
так, без целевого действия реклама не запускается - это пустая
трата ресурса.
Опять же, прогретую, "тёплую" аудиторию, доверяющую источнику
и готовую ради него на определённые действия, легко подвигнуть на
действия, к которым она привыкла.
(Я тут слушала вебинар инфобизеров, попробовавших работать на
рынке Индонезии - они жаловались, что там народ просто не привык
платить за инфопродукты. Это к вопросу о привычке, приученности
аудитории. Да что там, и у нас-то ещё лет 10 назад платить за
инфопродукты было не принято. И даже за Нетфликс было платить не
принято, и все качали с торрентов и пиратских ресурсов. А потом
аудитория попривыкла и спокойно начала переводить деньги и
привязывать карты к сервисам рекуррентных платежей.
Приучились).
Короче: у любой пропаганды есть целевая аудитория, и у любой
пропаганды есть целевое действие, к которому собираются подтолкнуть
ЦА. (Это НОРМАЛЬНО. Так это работает, и эта схема кормит тысячи
инфобизнесменов по всему миру)
Обычно это цель мобилизовать "своих" ("тёплых", "прогретых" в
терминах маркетинга - то есть, сочувствующих), напугать противника
и/или подвигнуть в нужную сторону колеблющихся. При этом на
противника тратится минимум сил (нафига он нам, он не наша ЦА), а
вот прогреть "холодных" - то есть, колеблющихся - может быть
привлекательной задачей (так, держите меня, пока я не начала тут
рассказывать про лестницу Ханта).
А вот своих - "тёплых" - надо греть, греть, греть, греть.
Давать им тот контент, к которому они привыкли и в котором
нуждаются. Давать им те объяснения, которые им кажутся логичными и
которые подтолкнут к потребным нам целевым действиям (выйти на
площадь Сахарова с плакатом; взять с собой зонтики, термосы,
хорошее настроение и выйти на майдан; перевести деньги в помощь
армии и т.п.). (В инфобизе это - "покупайте наш марафон желаний,
это самый марафонистый марафон; запускаешь в небо шарик - и желание
у тебя в кармане).
Потому что именно они - "тёплые", свои, сторонники - и
заплатят за инфокурсы, и купят марафоны, и выйдут валить режим или
что у нас там за целевое действие. Свои (прогретые) - выйдут. Чужие
- нет.
Важно. Потребитель (представитель ЦА) - НЕ ИДИОТ. (Ну как-то
он выжил в этом мире до своих лет и заработал те деньги, на которые
нацелился инфобизнесмен!).
Но.
Представитель ЦА легче поверит в ту информацию, которая ему
близка, знакома, понятна, укладывается в систему ценностей и
верований. (Вот лекции про CustDev сейчас не будет, извините, не
потяну).
А купит ЦА тот продукт - который максимально закрывает их
потребность.
Нет, кроме шуток - потребность.
Потребности бывают разные (тут пропустим объем материала на
ещё одну огромную лекцию, и сразу перейдём к сути). И это не только
батон купить или бензином машину заправить. Это ещё и про ценности
и смыслы.
Итак, а что у нас с потребностями либеральной
интеллигенции?
Поправьте меня, но, как мне кажется, они очень видны - даже из
нобелевской последней лекции Шульман, где она
бледным от ужаса либеральным согражданам в лектории "Живая речь"
затирала о грядущем голоде.
Потребности либеральной ЦА видны невооружённым глазом; они их
не скрывают и озвучивают из всех доступных соцсетей. Это:
- Объяснение: конкретное, чёткое, не противоречащее верованиям и
ценностям аудитории описание и структуризация
происходящего
- Прогноз: "очень страшно, скажите, что всё будет
хорошо"
- Утешение и успокоение: всё непонятное и непривычное вообще
страшно; а тут либеральные СМИ ещё подливают масла в огонь со
своим: "весь мир против нас" или, как тут блеснула "Медуза",
детальным описанием того, что будет с человеком после попадания в
радиус поражения ядерной бомбы.
- И всё это должно соответствовать определённой системе верований
и ценностей. И должно поступать от источника, которого опознают как
"своего" и которому доверяют.
Ну и всё.
В итоге, до своего поспешного бегства госпожа Шульман была
нарасхват с публичными лекциями и выступлениями - она как раз
удовлетворяла эти потребности: в объяснении и некотором снятии
напряжения у аудитории. Почитать комменты к её выступлениям на
ютубе - именно за это её и благодарят. Спасибо, спасибо, стало
яснее и стало менее страшно.
Билеты на её публичные лекции в последние дни до отъезда
продавались влёт. Ну, то есть, аудитория была готова платить за
удовлетворение этих своих потребностей. Отдавать свои такие
нелишние в смутные времена денежки за чувство ясности и
успокоения.
Короче.
Это было про ЦА - либералов. Ну, просто они больше на виду,
они яснее заявляют о своих нуждах и страхах.
А вот у лоялистов - ДРУГИЕ потребности. Это ДРУГАЯ ЦА. Нет, я
не говорю, что они хуже или что они тупее (это либералы так
про них говорят, а я так не думаю) - они ДРУГИЕ.
И работать с этой ЦА надо иначе. И пропаганду с ней надо иначе
вести.
И в объяснениях и успокоении они не так нуждаются. Ну, то
есть, тоже, наверное, да, но иначе и в иной форме.
Тут должна быть поговорка про червяков и землянику со
сливками, которую знает каждый маркетолог, но и так, как мне
кажется, понятно.