Почему так плохо в наших больницах?
bonmotistka — 20.03.2018
Да, лежать там жуть-жуть. Я не помню случая, чтобы угодила на
больничную койку и ушла с нее не под расписку (раньше, чем выпишут
врачи). Просто внутримышечные уколы мы в семье можем делать друг
другу сами, таблетки принимать по расписанию - тем более. Анализы
сдать без госпитализации - не проблема, получить консультацию -
тоже. Как только все проясняется с состоянием, и я убеждаюсь, что
нет ничего критичного - зачем лежать?
Иная ситуация, если болеет ребенок. Редкий родитель возьмет на себя
ответственность за здоровье малыша, особенно маленького, такого,
который сам объяснить, что с ним происходит, не может...
Каждый из нас хотя бы примерно представляет, что это такое -
больница. И любой с легкостью назовет причины, по которым относится
к этим учреждениям с предубеждением. Но вот мнение противоположной
стороны - медика...
Детский хирург рассказывает, почему в наших больницах все так
плохо:
"Почему в стационарах наших детских больниц такие
ужасные условия? Потому что в России бесплатное здравоохранение,
и оно выглядит вот так. Бесполезно высказывать претензии по
поводу отсутствия комфорта в больнице врачам. Подобные вопросы
решает администрация. Я всегда искренне соглашаюсь с возмущениями
родителей и предлагаю им жаловаться главврачу, замглавврача, да
хоть в Минздрав.
Родители не понимают, что из-за тесных палат, духоты,
отсутствия в больнице нормальной еды страдают не только дети, но и
медицинский персонал. Причем ребенок попал в больницу на
несколько дней, а врач в таких условиях работает годами. Думаете,
ему это нравится?
Каждый из нас хочет находиться в большом стеклянном здании
с просторными палатами и вкусной едой. Если вас не устраивают те
условия, в которые вы попадаете, покупайте полис ДМС и лечитесь в
более комфортных клиниках.
Родителям в первую очередь нужно для самих себя решить, для
чего они обращаются в больницу: чтобы получить помощь или – услугу
и комфорт.
Если – помощь, пусть получают помощь, а если – услугу и
комфорт, то пусть организуют их себе самостоятельно.
Какие ошибки в лечении детей родители допускают чаще
всего? Они или паникуют из-за каждой царапины, или слишком долго
ждут, чтобы разобраться с какой-то проблемой.
Однажды к нам в приемное отделение в пять утра приехали
молодые родители 3-месячного ребенка с жалобой на то, что малыш
проглотил волос. Оказалось, что это случилось... неделю назад. Мама
все это время изучала стул младенца, но волос так и не нашла. В
четыре утра она позвонила знакомому, который сказал, что малыш в
опасности. Очень хотелось сделать клизму не ребенку, а маме и папе.
Мы нашли волос, и родители были очень счастливы.
Еще удивительно, когда родители привозят тяжелого ребенка
на операцию и первым делом спрашивают, есть ли платные палаты. Их
не волнует, кто будет оперировать, какие могут быть осложнения.
Только комфорт. Они будто в отель приехали.
Почему врачи часто не объясняют, что происходит с
ребенком? На это есть несколько причин.
Во-первых, потому что им некогда. У врачей в приоритете
всегда лечение, а после – разговоры.
Когда я бегу на операцию, я не могу провести с мамой лишние
15 минут. Если она готова ждать несколько часов, чтобы пообщаться
со мной, я уделю ей время, когда освобожусь. Так большинство врачей
и делают.
Во-вторых, на это влияют личные установки врача. Я знаю
много возрастных докторов, которые не считают необходимым все
разжевывать родителями: они выросли в другом мире. Раньше, когда
врач заходил в палату, все, кто мог, вставали. Профессия была
статусной.
Сейчас принято считать, что врачи просто оказывают услугу,
которая еще и низко оплачивается. Выходит, у врача нет ни статуса,
ни денег. С чего ему быть ласковым? Но лично я согласен с
родителями в том, что такая манера общения неприемлема.
Третья причина – быстрое профессиональное выгорание
молодых врачей. Посудите сами: медицинское образование – это 6
лет, постдипломное (а без него ты только в поликлинике можешь
работать) – от 2 до 7 лет. Это значит, что до 25-30 лет ты
получаешь стипендию (в Москве – около 7 000 рублей), но при этом
работаешь полный день и не имеешь права на вторую полноценную
ставку по профессии. Такое положение очень быстро начинает душить
любого.
Четвертая причина – отсутствие этики общения как
дисциплины в образовательной программе наших медвузов. В редких
университетах России начали появляться короткие курсы. А вообще-то
этому нужно учить обстоятельно. Иначе откуда врачу знать, что –
корректно, а что – неуместно? Остается только учиться на своих
ошибках.
Почему приходится долго ждать медицинской помощи? Потому
что зачастую клиники перегружены. Например, в нашей больнице (а
это – центр Москвы) был период, когда среднее ожидание для пациента
скорой составляло 3,5 часа. Все это время приехавший на скорой
ребенок лежал в машине и просто ждал, пока его проведут в приемное
отделение. В инфекционное отделение стояла очередь из 25
машин.
Так происходило не потому, что врачи попивали чай, а
потому, что соседняя больница закрылась на мойку. И весь груз
работы лег на нашу клинику.
«Скорая» же в общем работает по простому принципу:
сотрудники нацелены на максимальную госпитализацию. За
ребенка, отвезенного в больницу, они получают внушительную сумму.
Если же до клиники дело не доходит, им достаются
копейки.
В итоге через приемное отделение у нас проходит примерно
120 человек за сутки. Из них госпитализируют 40-50. Из-за подобной
«математики» пациенты вынуждены долго ждать помощи.
Часто ли родители подают на врачей в суд? Чаще, чем
многие думают. У нас сейчас в некотором смысле симбиоз
советского и американского здравоохранения. За каждый взмах руки ты
отвечаешь точно так же, как в США.
Но у американских врачей есть довольно серьезная система
регулирования рабочего процесса и основательная защита. А у нас
фактически нет адекватных протоколов для работы, а о хорошем
адвокате врач с зарплатой 30 000 рублей может только
мечтать.
Согласно нашей системе, в России нет постоперационных
осложнений, нет смертности, не бывает врачебных ошибок. Но в
реальном мире так не бывает. Врачи – живые люди, иногда они
ошибаются. Такое может случиться даже с самым опытным
профессионалом.
Выходит, что тот, кто делает много сложных операций, будто
сам себя подставляет, ведь он постоянно рискует. И это страшно.
Врач ни в коем случае не должен бояться что-либо делать просто
потому, что совершенно не защищен от внезапных
последствий.
Почему некоторые больницы очень плохо оснащены техникой?
Каждая больница в первую очередь зависит от главврача. У нас в
хирургическом корпусе нет ни КТ, ни МРТ. В нашей больнице в центре
Москвы аппарат КТ старый, очень плохой, и даже он находится в
другом здании, в которое нужно идти по улице.
Поступает к тебе тяжелый пациент с внутричерепной
гематомой, без сознания. Тебе нужно сделать ему КТ. Ты тяжелого
больного вывозишь в адский мороз и гололед. Возможные последствия
очевидны.
У проблемы технического оснащения есть и обратная сторона.
Однажды я был в командировке в региональной больнице. Там
построили совершенно новое отделение по немецкому проекту. Спустя
год после открытия оно пустовало. Все работали в старой реанимации,
потому что на этой блестящей новой аппаратуре никто работать так и
не научился.
Почему родителей не пускают к детям в реанимацию и не
разрешают оставаться в стационаре? В России мало где есть
одноместные реанимационные палаты. В них, как правило, находится
сразу несколько тяжелых пациентов, нуждающихся в постоянной
интенсивной терапии.
Но нет закона, запрещающего врачам не пускать родителей в
реанимацию. Это значит, что в каждом индивидуальном случае родители
могут попробовать договориться с врачом о внеплановом посещении –
таком, которое никому не помешает и не повредит.
Реаниматологи находятся в состоянии непрекращающегося
рабочего стресса. И родители в таких условиях им будут очень сильно
мешать.
Пустить одну мать к менее «тяжелому» и не пустить другую
– невозможно. Поэтому придуманы графики посещений, которых всех
просят придерживаться.
Что касается стационара: по закону мы предоставляем условия
для нахождения в палате родителей детей в возрасте до 5 лет. После
– мама и папа могут разве что спать с ним в одной кровати. Если
ребенку 7 лет и ему правда плохо, мы, как правило, сами за то,
чтобы взрослые оставались. Ведь в противном случае вся мелкая
забота о нем падает на медсестру, а их обычно двое на 30 детей –
лишние руки никогда не помешают. Но если ребенку 16 лет, он только
что перенес операцию, у него температура, станет ли ему лучше, если
он разделит маленькую кровать с мамой? Вряд ли." (Источник.)
Уж и не знаю, насколько можно верить изложенным здесь фактам, но
они ужасающи. Я, например, про то, что врачам "Скорой"
выплачивается разное "вознаграждение", в заивисмости от того,
доставили они пациента в больницу или нет. Причем, если оказали
помощь на месте, медики получат меньше. Казалось бы, должно быть
наоборот... Про многочасовые очереди в приемное отделение и сама
знала...
Будьте лучше здоровы! Вы сами, ваши близкие и, уж тем более,
ваши дети!
