Почему так много теорий развития?
ta — 13.08.2024
1 августа было 4 месяца моему отпуску по уходу за ребенком, а самом
ребенку 9 августа исполнилось 3 месяца. Наблюдаю за малышом,
который не похож ни на что и ни на кого в моей жизни и думаю
крамольную мысль.
У нас всех есть младенческий опыт, но никто его не помнит. В том
смысле, что в эпизодической и семантической памяти нет следов этого
периода. Сами младенцы не могут рассказать нам, каково им. Поэтому
всё, что мы знаем о довербальном периоде психики, придумано
(спроецировано) по мотивам наблюдений на основе нашего более
старшего опыта. Понятно, как можно было нафантазировать про
эротический компонент сосания груди младенцем. Постанывания,
причмокивания, объятия с грудью в опыте взрослых людей конца 19
начала 20 века могло быть исключительно в сексуальном контексте. А
как ещё-то?
Такой вот парадокс. Как тот, что сновидение является продуктом
бодрствующего сознания.
Это удручающе с точки зрения науки. И очень правильно с точки
зрения человеческого развития: в этом и состоит задача заботящихся
взрослых – научиться из своего опыта извлекать удачные
интерпретации потребностей новорожденного человечка. Чтобы он потом
научился этому у нас.
И поскольку опыт взсролых в разные эпохи сильно отличается, то и
теории, которые мы строим на основании наших проекций, – тоже. А
предыдущие теории теряют описательную силу.
Но это тоже теория :Р
Пожалуйста, комментируйте тут или там
|
</> |