Почему стала возможна встреча?
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
Итак,
первая в истории встреча Патриарха и папы состоится 12 февраля на
Кубе. Переоценить значимость этого события сложно. Это
действительно историческая встреча, которой не было до этого в
истории взаимоотношений Ватикана и РПЦ.
До сей поры РПЦ на такую встречу не шла вполне сознательно, хотя
вопрос организации таковой периодически поднимался, и процессы
подготовки с разной степенью интенсивности шли постоянно.
Полгода назад в такой встрече Папе было отказано в
довольно жесткой форме, из-за высказываний по Украине,
прозвучавших на Конференции польских епископов.
«...Все эти годы главной проблемой в отношениях между
двумя Церквами и главным препятствием для проведения встречи
Предстоятелей оставалась уния. Разгром униатами трех епархий
Московского Патриархата в Западной Украине на рубеже 1980-90-х
годов, перенос центра Украинской Греко-Католической Церкви из
Львова в Киев, настойчивое желание этой Церкви присвоить себе
статус патриархата, распространение миссии УГКЦ на традиционно
православные земли Восточной и Южной Украины, поддержка униатами
раскольников — все эти факторы лишь усугубили проблему.
Положение еще ухудшилось в результате событий последнего времени
в Украине, в которых представители УГКЦ принимали самое
непосредственное участие, выступая с антироссийскими и русофобскими
лозунгами. Таким образом, к сожалению, проблема унии к настоящему
времени не снята, и уния остается незаживающей кровоточащей раной,
препятствующей полной нормализации отношений между двумя
Церквами» – пояснил митрополит
Иларион.»
Что же изменилось сейчас? Почему встреча стала возможной? Ведь
католическая церковь с точки зрения русского Православия была и
остается опасным еретическим отклонением от христианства, и, по
мнению некоторых православных мыслителей, вообще к христианству
имеет отдаленное отношение.
Митрополит Илларион следующим образом трактует появление этой
возможности:
«Ситуация, сложившаяся сегодня на Ближнем Востоке, в Северной
и Центральной Африке и в некоторых других регионах, где
экстремистами осуществляется подлинный геноцид христианского
населения, требует неотложных мер и более тесного взаимодействия
между христианскими Церквами.
В нынешней трагической ситуации необходимо отложить в сторону
внутренние несогласия и объединить усилия для спасения христианства
в тех регионах, где оно подвергается жесточайшим гонениям.
Завершившийся 3 февраля в Москве Освященный Архиерейский Собор
Русской Православной Церкви призвал, чтобы 2016 год стал годом
особых усилий, предпринимаемых в данном направлении. Поэтому,
несмотря на остающиеся препятствия церковного характера, принято
решение о безотлагательном проведении встречи Святейшего Патриарха
Кирилла и Папы Римского Франциска».
Полгода назад на Ближнем Востоке, в Сирии, Ираке, на Севере Африки
ситуация с геноцидом христиан была ничуть не лучше, чем сейчас. А
может быть, и похуже, ведь поддержка РФ Сирии в войне с ИГИЛ, и
последовавшие успехи сирийской армии начались гораздо позже.
В чем же подлинный смысл готовящейся встречи Кирилла и
Франциска?
Озвучил
свое мнение и о.Всеволод Чаплин:
«Известие о предстоящей 12 февраля встрече
Патриарха Кирилла и Папы Франциска стало для духовенства и
мирян Русской Церкви (как, возможно, и для епископата)
неожиданностью. И это ставит проблему церковной рецепции факта
встречи и ее итогов. На мой взгляд, сама по себе такая встреча
небесполезна – прежде всего для консолидации действий
христиан-традиционалистов перед лицом агрессивной, утрированной,
тоталитарной «светскости», а также диктата глобальных
политико-экономических и медийных элит. Я бы только еще использовал
эту встречу для ясного свидетельства о чистой, трезвомысленной и
строгой традиции Православия перед западнохристианским миром,
который с 1054 года придумал много спорного в сферах богословия,
духовной и молитвенной практики.
Впрочем, встретятся «два одиночества» - две
религиозно-бюрократические системы, в которых решения принимаются
узким кругом и в обстановке секретности. Как они принимаются у
католиков – их дело. У нас же о предстоящей встрече вряд ли
говорили даже на завершившемся третьего дня Архиерейском
Соборе. Рискну предположить, что проект совместной
декларации Папы и Патриарха не успеют обсудить даже на Синоде,
не говоря о более широкой дискуссии. Судя по всему, этот проект
известен только Его Святейшеству и 3-4 лицам в Отделе внешних
церковных связей. А документ не рядовой – исторический для
судеб всей Русской Церкви.»
Разумеется, во многих текстах о.Всеволода, которые он обильно
публикует в настоящее время, сквозит вполне объяснимое раздражение
и боль, ведь то, что произошло с ним - беспрецедентно по форме для
иерарха такого уровня.
Однако вопросы, заданные им, естественны, и как-то на них придется
отвечать. Думается, огромное количество православных людей не
воспримет объяснения о.Иллариона, и это лишь добавит нестабильности
в системе под названием РПЦ.
Пока заметно лишь одно. Основные структурные элементы сегодняшней
российской государственности начинают испытывать огромные нагрузки,
и в каком-то смысле вибрировать. И еще один момент.
Мне кажется, есть некая параллель между тем, что сказал В.Путин
(как человек, плоть от плоти советской системы) о Ленине, и то, на
что идет сейчас Патриарх, встречаясь со злейшим врагом
Православия, а значит, и признавая его в какой-то мере.
Совместные декларации, рукопожимания и так далее.
И одно действие (Путина) не было принято большой частью общества, и
другое (Патриарха) не будет принято большой частью людей, считающих
себя православными.
|
</> |