Почему сериал «Михайло Ломоносов» - шедевр?
zina_korzina — 15.05.2021Итак, соблюдён баланс – мы наблюдаем не эталонного сверхчеловека, не парадный портрет с датами и названиями, а многогранного, умного, грубого, где-то жестокого и – при том возвышенно-мыслящего героя. Он не только штурмует знания – он пьёт, буянит, заводит внебрачную связь с немецкой девушкой, дерётся с академиками, не желает признавать авторитеты – Ломоносов живой и настоящий, хотя и гений.
- Кадр из фильма «Михайло Ломоносов» (1986).
В серьёзной ленте есть …детали приключенческого романа. К примеру, похищения русского студента вербовщиками прусского короля и побег Ломоносова из крепости Везель. Это не выдумка, но факт, однако, могли бы не показать – мол, учёный с мировым именем и вдруг… лезет по стенке. Похищения здоровых мужчин с целью превращения их в рекрутов – обыкновенная практика XVIII столетия.
Чаще всего будущих «генералов» спаивали, вязали и бедняги просыпались уже с «подписанным контактом» в кармане мундира. Иногда завлекали обманом – на этом строится завязка фильма «Фанфан – тюльпан» (1952), хорошо известного в Советском Союзе. И вдруг эдакая авантюра в биографическом фильме о науке. Это – великолепная деталь!
Историческая реальность вплетается в конкретную биографию. Иной раз кажется, что хроника царей, фаворитов и сановников даже интереснее основной темы повествования. Впрочем, если бы нам явили только событийный ряд, как это сделала впоследствии Светлана Дружинина в «Тайнах дворцовых переворотов», получилось бы много хуже...
Жизнь-страсть-власть Елизаветы Петровны, Екатерины Великой, Ивана Шувалова, братьев Орловых – это дивная вишенка на торте, а не сам торт, и потому – смотрится очаровательно. Точно так же рассказ о Михайле без фоновых событий – тоже показался бы куцым. В этом фильме каждая из граней – блестит, однако, надо, чтобы они сияли все вместе.
- Опять же, история подаётся через авантюры, любовные интриги, маскарадную шумиху...
|
</> |