Почему Россия не Бразилия

топ 100 блогов neznaika_nalune23.03.2010 Газета "Ведомости" опубликовала статью Иноземцева и Красильщикова (последнего автора не знаю) сравнивающую Бразилию и Россию за последние 10 лет - состоящую из сплошных лулзов и ляпов, но которую хомячки уже старательно разнесли по блогам.

Что может быть по крайней мере теоретически простительно для брехливого пропагандона от "Эха Москвы" до газеты "Завтра", непростительно для автора изображающего из себя экономиста и аналитика. В последнем случае важнейшие цифры должны появляться не из генератора случайных чисел и не из пальца автора, воткнутого предварительно то ли в небо, то ли в зад самого этого автора.

Но Иноземцев явно решил соревноваться с Латыниной по степени фактических ляпов. Стрелок осциллографа, ага.

Основной пафос статьи - как прекрасно модернизируется Бразилия и как отстала от неё Россия за последнее десятилетие.
Давайте посмотрим кто от кого отстал. Я взял данные МВФ за 12 лет по динамике душевого ВВП по покупательному паритету. Это далеко не идеальный, но всё же основной экономический показатель характеризующий развитие страны. Для кучности добавил две страны играющие роль "второй скрипки" в экономике соответствующего региона - Аргентину для Южной Америки и Украину для пост-СССР. Временной интервал включает в себя два кризисных года для России - 1998 и 2009.

Почему Россия не Бразилия

Так вот, в 1998 Россия занимала 3-е место среди этих четырёх стран по душевому ВВП. В 2009 - первое место. В 1998 этот показатель был в России примерно на 10% меньше чем в Бразилии. В 2009 году - почти на 40% больше бразильского. Факт состоит в том что бразильская экономика развивалась довольно медленно в 2000-х годах. Бразилии едва удалось избежать в 2002 дефолта аргентинского типа, но долговая проблема остро стояла всё это время.

Иноземцев пишет: "Россия сделала ставку на постепенное огосударствление энергетического сектора, тогда как Бразилия, напротив, отказалась от монополии государственной компании Petrobras, допустив появление 50 новых нефтегазовых фирм."

Факты вообще-то свидетельствуют совсем о другом. В России большая часть нефти добывается частными компаниями, единственная крупная государственная - Роснефть. В Бразилии, несмотря на формальное присутсвие других производителей, Петробраз доминирует полностью:

State-controlled Petrobras is the dominant player in Brazil’s oil sector, holding important positions in up-, mid-, and downstream activities. The company held a monopoly on oil-related activities in the country until 1997, when the government opened the sector to competition... Despite the opening of the sector to private actors in the late 1990s, foreign-operated oil projects are not common in Brazil and represent a small share of total oil production...
Petrobras controls almost all crude oil production in Brazil... Devon brought its Polvo project (50,000 bbl/d) online in August 2007, representing the only upstream oil project in Brazil without any Petrobras participation."

http://www.eia.doe.gov/emeu/cabs/Brazil/Oil.html

"..к тому же бразильцы за 10 лет увеличили глубину бурения на шельфе Атлантики с 1400 до 7000 м, а «Газпром», не имея необходимых технологий, как вороватый кот на сметану смотрит на темные воды Баренцева моря, где на 300-метровой глубине находится гигантское Штокмановское газовое месторождение."

Это демагогия худшего сорта. Нефть со сверглубоких горизонтов, 7 километров, ещё вовсе не добывается в промышленном масштабе. Но если будет добываться, это представляет собой количественное развитие существующих технологий. В случае Штокмана проблема вовсе не в глубине 300 метров, а в том что это океан зимой покрытый толстым слоем дрейфующего льда - и это требует действительно беспрецеденстных технологий.

"Но Бразилия не только поднялась за 2000-е гг. с 18-го на 15-е место в мировом списке производителей нефти; она стала вторым в мире производителем биодизеля и крупнейшим в мире экспортером этого вида топлива."

Биодизель - это вовсе не обязательно хай-тек. При бразильском климате получать биотопливо не просто, а очень просто, это одна из немногих стран где это действительно оправдано экономически. В отличии, например, от укукурузенных США, где настойчивые попытки развивать биотопливную индустрию свидетельствуют лишь о системной коррупции и силе агропромышленного лобби.

"В 1994 г. Россия и Бразилия производили почти равное количество автомобилей — 1,03 млн и 1,13 млн; в 2009-м — 722 000 и 3,18 млн штук соответственно."

Автопром действительно развивался очень бурно в Бразилии в последние годы. Но цифры далеко не такие. Вот, например, данные за 2000, 2005 и 2008. По России автор, похоже, проврался чуть ли не в три раза.
Почему Россия не Бразилия

Бразилия производит действительно больше автомобилей чем Россия, но это соотношение даже несколько уменьшилось с 2005 по 2008.

Вся остальная статья примерно в таком же духе - демагогия и враньё в цифрах и фактах.

Российские проблемы вовсе не надо приуменьшать. И в Бразилии есть очень много всего замечательного - и тепло, и кокосы растут, и чудесное сочное мясо в недорогих шарускариях, и деффки, прикрывшиеся ниточкой на пляже. Но в статье речь идёт об основных социально-экономических параметрах, и это требует аккуратного обращения с цифрами, а не вранья и фантазий продемонстрированных авторами.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
"как художник вы можете быть настолько сумасшедшими, насколько вам нравится..." Таша Тудор Быть чудачкой. Родиться в начале двадцатого века. Умереть в в начале двадцать первого. Всю жизнь прожить в девятнадцатом. Появиться в семье, где лично знали Оскара Уайльда и Марка Твена. ...
Зима, деревня Медниково, Псковская область. Дневник написан в тетради, текст набран по рукописи, публикуется впервые. река Вяда По-прежнему живу в двух домах на разных берегах ...
В состояниях клинической смерти через некоторое время пребывания в эфирном двойнике, человек преодолевает «порог» астрального мира. Вспомним: многие говорят об ощущении вращения и ...
Уже сейчас мы можем увидеть и ознакомиться с довольно новыми технологиями и концепциями продаж, которые будут использоваться уже в скором будущем. Причем, мы уже можем даже увидеть воочию то, как это будет выглядеть… Западное маркетинговое ...
...