Почему Революция 1917 года есть важнейшее событие в истории человечества

топ 100 блогов anlazz21.05.2021 В посте , посвященном Ивану IV  - а точнее, вопросу его оценки с точки зрения сегодняшнего дня – было сказано, что любой исторический деятель ценен настолько, насколько его действия способствуют развитию Великой Октябрьской Революции. Точнее, Великой Революции, начавшейся в 1917 году, и продолжающейся по сей день. (С переменным успехом, понятно – но сути это не меняет.) Однако может показаться, что этот момент выбран чисто произвольно, и что, в принципе, за «точку отсчета» можно брать любой другой год. Хоть 1724, 1897, 1937, или, скажем, 2019.

Но на самом деле это не так. В том смысле, что, конечно, «точка отсчета» (так же, как система отсчета в механике) может быть принята совершенно произвольная. Вот только работать с этой произвольной точкой будет крайне неудобно. Просто потому, что «исторический прогресс» - это не «ламинарное» наращивание достижений цивилизации, а бурный и кажущийся неопределенным поток, который то взмывает вверх, то низвергается вниз. И его развитие можно увидеть только по статистике. (Причем, часто по статистике за несколько десятилетий.) Поэтому – взяв в качестве «точки отсчета» произвольный момент – можно очень часто получить ложные выводы. Скажем, приняв за таковую 1942 год, можно подумать, что мир обрушился в пропасть: идет жесточайшая война с гибелью миллионов людей, в Европе строятся лагеря смерти, в Китае вырезаются массы населения, в Индии ожидается массовый голод, ну и т.д., и т.п. И поверить в то, что к концу десятилетия ситуация сменится на противоположную, практически невозможно.

Однако существуют т.н. «точки бифуркации», после которых возврат на прежние «позиции» оказывается невозможным. На самом деле, кстати, данный момент крайне неочевиден: скажем, даже сейчас очень многие – слишком многие – уверены в том, что «мир ждет новое Средневековье». Но на самом деле нет: Средневековье – в смысле, переход к феодальным отношениям – в настоящей реальности больше не будет. Просто потому, что основа феодализма – и не только «европейского», но и всего остального – представляет собой семейное крестьянское хозяйство. Которое можно рассматривать, как «природный ресурс» - в том смысле, что для его существования не нужны никакие внешние вложения, оно существует «само», на «подножном корму». И поэтому «властители» могут спокойно изымать из него прибавочный продукт, не задумываясь о всем остальном.

Собственно, этот момент – т.е., полное игнорирование «хозяевами» системы общественного производства при концентрации их усилий на борьбе за указанное изъятие – и порождает все базисные особенности феодальной (Средневековой) системы. Начиная с постоянных феодальных войн – в «азиатском варианте», а так же во времена европейского Абсолютизма заменяемых придворными интригами – и заканчивая полной «религизацией» всей общественной жизни. Поскольку все это было связано с одним: с «самообеспечением» системы производства, не нуждающейся, например, в наличии адекватной системы познания мира – науки. В том смысле, что «ученые» - сиречь, лица, ответственные за формирование картины мира – могут в подобной системе спокойно нести полную чушь, и обсуждать особенности физиологии ведьм и количество ангелов на острие иглы. Поскольку пшеница от этого хуже не родилась, и овцы плодились, полностью игнорируя данные философские споры.

Сейчас подобное невозможно. В том смысле, что современное производство настолько сложно и взаимозавязано, что ограничиваться одним крестьянским двором не может. А значит, любое «столкновение акторов» между собой неизбежно приводит к его (производства) разрушению. (Это мы наблюдаем и сейчас, но сейчас данные столкновения крайне ограничены – в отличие от гипотетического «неосредневековья».) Более того, современная система жизнеобеспечения просто не приспособлена к жизни в условиях «сражающихся царств», и поэтому любое разрушение единстве неизбежно приведет к массовому сокращению населения. (На самом деле это прекрасно заметно по ситуации в тех же постсоветских республиках, которые активно теряют людей – которые разбегаются оттуда по всему миру.) Причем, при «соединении» этого с неустойчивостью производства мы получим полную катастрофу производства «феодализируемой территории». (Не сравнимую с тем, что произошло при том же «падении Римской Империи» - как бы не было искушения свести «текущую» ситуацию к тогдашней.)

И самое главное: как уже неоднократно говорилось, любая страна, утерявшая способность к сложным производственным системам, автоматически теряет «доступ» к современному оружию. Это, кстати, происходит еще ДО полной катастрофы – в том смысле, что даже обладание какими-то работающими военными структурами становится усложненным при отсутствии должного количества специалистов для их управления. Наверное, не надо говорить, что крестьянин, посаженный, например, за пульт ЗРК, превращает его (ЗРК) в кусок бесполезного металла – см. историю с арабо-израильскими войнами. (Когда даже не крестьяне, а офицеры-феодалы, получив современное советское оружие, с поразительной легкостью слили все индустриалам-израильтянам.)

Так вот: именно такое будущее оказывается у государств, которые решили «перейти к феодализму». В том смысле, что они будут буквально сметены теми, кто этого не сделал – невзирая на разницу в численности или, даже, в экономическом потенциале. Скажем, «арабская коалиция», выступившая против Израиля в «Войне Судного Дня», превосходила израильтян в два раза по танкам и в 2,5 – по числу солдат. Но это им не помогло. А ведь «арабы» в данном случае еще могли покупать вооружение «извне» - в случае «неосредневековья», понятное дело, то становится невозможно. (Так что захват мира Северной Кореей, или, скажем, Ираном тут будет гарантирован! )

Таким образом, можно сказать, что «глубина отката» в прошлое довольно ограничена. В том смысле, что она возможна только до некоей «точки бифуркации», далее которой движение оказывается затрудненным. (Нет, разумеется, существует вероятность и ее преодоления, однако она крайне мала.) Отсюда нетрудно догадаться, что рассмотрение «достигнутого состояния» оптимальным именно на указанную «точку» - поскольку она становится minimum minimorum для текущего «цивилизационного уровня».

Такой точкой и является Великая Октябрьская Революция – а точнее, как уже было сказано, Великая Революция, начавшаяся в 1917 году. Поскольку она принесла совершенно революционный – как не тавтологично это прозвучит – смысл в течение человеческой истории: завершила уже описанный выше период «естественного развития производительных сил», переведя их к состоянию «управляемому».  То есть, по сути, подвела черту под формированием индустриального типа человеческой цивилизации. Это произошло через существенное повышение цены рабочей силы. Которое, в свою очередь, ознаменовало отказ от «экстенсивного» к ней отношения, состоящего в «изъятии» ее из некоего «природного резервуара» и эксплуатации до полного разрушения – что, фактически, было до 1917 года. (Разумеется, отдельные акты борьбы рабочих за свои права приносили успех, но по сравнению с тем, что началось после, этот успех был крайне мал.) И переход к «интенсивному» - к развитию каждого рабочего, повышению его квалификации и работоспособности. (Через образование и здравоохранение.)

Данный момент, в свою очередь, и создал современную нам «цивилизацию» - то есть, то, что мы привыкли называть этим словом – с развитой системой производства, высокими технологиями и т.д. (А так же – с отсутствием голода, массовых смертей от эпидемий, массового производственного травматизма и т.д.) Поэтому мы можем честно разделять мир на «дореволюционный» и «постреволюционный», причем, рассматривая это разделение, как фундаментальное. (И, разумеется, не относя только к «советской цивилизации», а, напротив, распространяя на весь мир.) Более того: именно с 1917 года мы можем говорить об окончательном завершении «крестьянского этапа» существования человечества, о закате индивидуального крестьянского хозяйства, как такового. (Даже в варианте пресловутого «фермерства», которое так же делиться на «фермерство до» и «фермерство после». В том смысле, что «до» - это, фактически, та же «автономная система», как и «крестьянский двор», только чуть более открытая. «После» же – это именно индустриальный, завязанный на множество социальных подсистем, производственный тип.)

В общем, «мир больше никогда не будет прежним». Даже при очень-очень-очень большом желании многих людей. Впрочем, на самом деле это, конечно же, к лучшему. Поскольку в «крестьянском мире» - как уже не раз говорилось – нормой жизни для большинства выступали постоянные страдания. (Жило большинство плохо, хотя и не долго.) Наверное, не стоит говорить о том, что это для нас неприемлемо. (А о том, что попасть в «состав» правящего меньшинства шанс крайне мал, думаю, говорить не надо.)

Ну, а про то, к чему тут Иван Грозный, будет сказано уже отдельно…

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Творческий калейдоскоп :: ...
...
Чек на 10000руб (десять тысяч рублей) за ужин на двух человек в кафе на сочинском горнолыжном курорте взбаламутил вчера ФБ. Ну хорошо, водку пить вредно, и 3500р за бутылку ''Русского стандарта'' - это наказание нерадивых отдыхающих за нездоровый образ жизни. Но литр воды без газа за тыщщу ...
БГ, Шевчука, "Кино" ошибочно называют "русским роком", хотя это, конечно же, советский рок, "советские люди осваивают модную западную культуру, прикупив джынсов, жувачки и нелегальную пластинку группы "Дорз". В их текстах, в их звуках, в их ...
Deep Purple in Rock (также In Rock) — четвёртый студийный альбом британской рок-группы Deep Purple, вышедший в июне 1970 года на лейбле Harvest Records. Это первый студийный альбом, ...