Почему невозможно «возрождение» российского кино

топ 100 блогов nikolaitsch24.04.2022 Читаю оптимистичные прогнозы как мы все импортозаместим. Автомобили, яйца, чипы, кофе, семена, шоколад, самолеты, гвозди, кино. Про самолеты с гвоздями рассуждать не берусь, хотя и там у меня есть определённые сомнения. Давайте лучше поговорим про кино. Тем более, отрасль последние пару лет мне не совсем чужая.

Оптимизм в сфере кино, как впрочем, и во всех остальных, связан с советским опытом. Вот же было тогда много хорошего кино! Качественно, душевное, родное. И смотрели свое, а не всякий бездуховный Голливуд. И действительно было! С этим не поспоришь. Но есть пара вещей, который чуть омрачают оптимизм.

Во-первых, кино в советское время существовало несколько в иных демографических условиях. Сам рынок был раза в три больше. Население только СССР в 250 (к 91-ому в 300) миллионов, плюс страны СЭВ. Против 140 миллионов сейчас. 140 – это просто физически слишком маленький рынок. Если работать только на нем, без доступа на рынки международные, никакие крупнобюджетные блокбастеры невозможны. А доступа в ближайшие годы не будет.

Во-вторых, полностью изменилась модель потребления. В СССР было всего три вида медиа-контента. Книги, кино и телевизор. Все. При этом, хороши книги были в жестком дефиците, стоили дорого, в библиотеке и то надо было вставить за ними в очередь. В телевизоре в зависимости от населенного пункта было от одной до трех программ, и те вещали даже не полный день. Все. Больше не было ничего. Театры редки, только в крупных городах и, мягко говоря, невысокого качества. Т.е. кино было по сути вторым после тв развлечением. Сейчас есть интернет, соцсети, Ютьюб, торренты, стриминги, вся мировая литературы в электронной форме, компьютерные игры. На подходе виртуальная реальность. Плюс путешествия, развлекательные центры, музеи и т.д. Кино должно конкурировать не с одним только ТВ (в котором тоже уже не два, а две сотни каналов), а вот со всем с этим сразу.

При этом многие почему-то считают, что советское кино проиграло американскому, когда хлынул в страну мощный поток низкосортного дерьма, кинопрокатчики продали родину, а наивные зрители – душу. Вот, типа, тогда-то великое советское кино и померло.

Нет. Великое советское кино померло чуть раньше. О начале процесса чуть ниже, а окончательно его добили две женщины. Звали их Изаура и Мария. К моменту массового прихода кино американского кинотеатры уже и так стояли практически пустые. Ко второй половине 80-ых телевидение УЖЕ одержало победу. Сперва появились просто передачи, более интересные, чем великое советское кино. А затем уже само ТВ начало делать вполне качественный контент. И просто фильмы, и то, что сейчас называют мини-сериалами. «Приключения принца Флоризеля», «Трест, который лопнул», «Мираж», «Гардемарины». «Место встречи»! Он уже были интереснее похода в кино, но все же были редки и длились 3-4 серии. А как возникли долгоиграющие многосерийные проекты из Латинской Америки, то все. Я отлично помню, как просто отменялись сеансы в кино, приходившиеся на очередную серию Изауры. Не могли продать необходимые 5 билетов.

В-третьих. Почему-то до сих существует уверенность, что великое советское кино зарабатывало какие-то огромные деньги. Зарабатывало. Точнее зарабытавли отдельные фильмы. Примерно до конца 70-ых. В начале 80-ых кинопрокат то ли вышел на грань окупаемости, то ли вообще стал убыточным. Вы когда вспоминаете советское фильмы, просто параллельно вспоминайте годы, когда они снимались. Это все конец 60-70-ые годы. Последняя «великая тройка», порвавшая прокат вышла в 79-ом году – «Экипаж», «Пираты 20 века» и «Москва слезам не верит». После них лет пять-шесть вообще ГОЛЯК. Только «Любовь и голуби» да "Спортлото-82". Делали кассу в те годы и поддерживали прокат итальянские и французские комедии, американские боевики и конечно индийское кино. У нас в городке (солипсично, но зато правда) за те темные полдюжины лет переполненный зал (так, чтобы люди сидели на полу) случился ровно три раза. Упомянутая «Любовь и голуби», «Укрощение строптивого» и «Танцор диско».

Потом был небольшой и кратковременный всплеск в перестройку, когда чуть открутили «краник». Но тут начались видеосалоны. И выяснилось, что в условиях даже минимальной, но конкуренции советский кинематограф выжить не может. И более того, если вы начнете не только вспоминать годы выхода фильмов (как мы делали выше), а еще и загибать пальцы, то убедитесь, что весь великий советский кинематограф в принципе как раз укладывается в новогодние каникулы по телевизору. И еще остается место для Шерлока. Что фильмов, которые и сейчас можно в моем возврате пересматривать без кринжа (а тем более заинтересовать ими молодежь), всего несколько десятков.

В четвертых, в 80-ые кино проиграл телевиденью не только потому, что то стало такое крутое и интересное (не стало), а потом что кино стало совсем уж отстойным. И творчески и технологически. Технологии - это неприятно, но не смертельно. Ну пленка «Свема», ну никаких тебе компьютерных технологий, стедикама, долби звука, и даже под просто широкий формат ровно один кинотеатр на весь край в 3 миллиона человек. Но творческая составляющая - это верная смерть. После оттепели и 60-ых ресурса хватило лет на десять. Но в условиях все более тупой и удушливой цензуры невозможно существовать вечно. В конце концов, старые мастера, которые строили карьеры на ее обходе, могли что-то продавить на авторитете, заканчиваются, а новых тупо нет. Выпололи на дальних рубежах.

По тому, что я читаю, слышу от людей и (главное) вижу в кино, сейчас цензура покруче советской будет. И на уровне идей и поднимаемых проблем. Советское кино путь приукрашивало, но показывало реальную жизнь вокруг. Нынешнее снимают какие-то инопланетяне, у которых огромное слепое пятно и бесконечный список запретных тем. И на уровне «культуры отмены». Прямо сейчас я вот не могу себе представить, чтобы выпустили в прокат «Джентльмены удачи» аж сразу с двумя «изменниками родины» в главный ролях. А тогда могли. Повторный экран к 80-ым – это наверное половина выручки проката. Фильмы шли десятилетиями. Раз новых приличных нет, а план делать надо, то даже идеологические проблемы уходили на задний план.

В-пятых, кадры. Которых просто не хватает. Причем на самом первом и главном участке – сценариях. Правда, сами сценаристы уверяют, то они пишут такую херню, потому что именно такую херню от них требуют продюсеры. Но позволю себе не до конца поверить. Продюсеры могу диктовать сюжет, характеры, их отношения, много чего. Но продюсеры не могут сесть и переписать все диалоги в сценарии, чтобы те звучали максимально тупо и искусственно.

Топят за возрождение российского кинематографа наиболее активно две категории людей. Первая уверена, что мы сами можем и должны производить более-менее ВСЕ. И если оптимизм в сфере гвоздей и самолетов у них имеет под собой ту же логику, что и в кино, то становится грустно.

Вторая категория – топит профессионально. Это кинематографисты, которые выступают за немедленное кратное увеличение государственной поддержки. Их интерес понятен, но даже они признают, что цикл производства даже просто фильма – год. Т.е. если начать вливать деньги прямо сейчас, то первые фильмы получим через год-два. Только вот через два года показывать эти фильмы будет негде. И через год негде. Кинопрокат, как мы его знаем, к тому времени просто умрет. Начало массового закрытия кинотеатров можно ждать уже летом, но к осени счет пойдет уже точно на десятки процентов, через год - в разы. В частности советская система кинопроката помимо проблем, которые я описал выше, в 80-ые столкнулась как раз с этим. Кинотеатров стало слишком много, на их поддержку стало уходить слишком много средств, которые отечественный кинематограф уже не мог дать. И это были те самые советские кинотеатры с вечно-закрытым буфетом, деревянными сиденьями и туалетом во дворе. Они были несколько дешевле в содержании.

Да и в целом государственное финансирование – зло. Оно в наших условиях тупо убивает кинематограф. Абстрактный продюсер может попытаться снять интересный экспериментальный проект (условно нового Тарантино или даже Балабанова). Или он может пойти в Фонд кино со сценарием очередного «Чемпиона мира» или «Подольских курсантов» и гарантированно получить там несколько сотен миллионов. Безвозвратных. Что он выберет? Давайте льготы по налогам, аренде. По всему. Но никогда не давайте живых денег. Это приводит только к коррупции и загниванию. Единственная относительно разумная мера последних лет – Пушкинская карта, чье действие на днях распространили на все российские фильмы в прокате. Да, это бюджетные деньги. Но чем давать их непонятно кому, непонятно по каким критериям – дайте зрителям, они самим разберутся.

В общем, выжить и тем более процветать российский кинематограф может (мог бы) только, как и любая другая отрасль, встраиваюсь в международные цепочки производства. Показывать американский контент, получать финансирование от Нетфликса, продавать готовые проекты в стриминги и т.п. Т.е. ровно то, что сейчас делают, например, те же корейцы. Без всего этого мы будем продолжать то, что имеем. Пару новогодних «блокбастеров». Поток пошлых, дешевых комедий. Десяток военных и спортивных драм, чуть менее чем полностью повторяющих находки «Движения вверх» и «Т-34». Глубоко убыточных, но жутко патриотичных.

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Решили с мужем сгонять в деревню и поработать в саду. Надо сад обрезать, обработать деревья и кустарники, много чего посадить, много чего пересадить. Из задуманного сделали одну треть, а если быть точной, то обрезали красную смородину 6 кустов, обрезали 2 старые сливы, муж обработал от ...
Полиция: цена похищенной "сумки уборщицы Газпрома" крайне преувеличена /.../ В полиции изначально отказывались комментировать заявленную стоимость похищенного имущества, однако в связи с поднявшейся шумихой решили уточнить информацию. "Ни в одном из материалов п ...
Но нельзя не признать и положительных моментов. Например, весь инфантильный мир золотого миллиарда моментально забыл о таких наиважнейших вопросах, как подсчет количества полов, борьба за гендер, марши за бодипозитив, войны за феминитивы, вегетарианская инквизиция и прочая ебатень, ...
" Александр Бортников (ФСБ - А.К.): Хотя у многих данный период ассоциируется с массовой фабрикацией обвинений, архивные материалы свидетельствуют о наличии объективной стороны в значительной части уголовных дел, в том числе легших в основу известных открытых процессов. Планы ...
Опять из Одессы. Это я про Нахему, которая уже примелькалась. Она тоже была из Одессы. Её вконтакт http://vk.com/aryungerel ...