Почему некоторые дети не включаются в игры?

топ 100 блогов janemouse19.11.2013 Продолжая разговор про игры, про стеснительных и неиграющих детей, поняла, что там есть не одна проблема, а сразу несколько.
Есть дети, которые в одной компании играют охотно, в другой - не играют.
Есть дети, которые с удовольствием играют вдвоём, но уже трое - для них слишком много.
Есть дети, которые и хотели бы играть с несколькими ровесниками, но стесняются подойти, или не знают, как попроситься в игру.
Есть дети, которые не во всякую игру готовы играть, скажем, в "дочки-матери" они не любят играть, а в "догонялки", "прятки" и "вышибалы" - запросто.
А есть дети, которые вообще предпочитают всё делать самостоятельно, без других людей. Нужна ли им компания, и если да - то какая и в какой мере?

И совершенно отдельный пласт - уметь предложить свою игру, или предложить изменить правила, упростить их или усложнить...

Родители зачастую считают игру чем-то второстепенным, и стараются обеспечить своих детей в первую очередь знаниями, умениями, навыками, которые пригодятся в школе. Но ведь и в школе дети не только читают и пишут, они ещё и общаются. Друг с другом, с учителем, с воспитателем на продлёнке, с учителем физкультуры...
И стеснительному ребёнку бывает сложно в каких-то простейших вопросах справиться:
-сказать учителю о том, что доска бликует и тебе не видно, что на ней написано,
-попроситься в туалет,
-попросить учителя повторить задание, которое ты не расслышал,
-попросить у соседа ластик или карандаш,
-предложить кому-то из детей поиграть вместе на перемене.

И вот мы наблюдаем, что кто-то в школе на переменке играет, а кто-то стоит в сторонке.

Почему он не играет?

Не знает правила этой игры, а спросить стесняется?
Не знает имена этих детей, поэтому не может к ним обратиться и попроситься в игру?
Эту игру не любит, а другую предложить не умеет?

Как реагируют взрослые:
-Ну чего ты стоишь, иди играй с детками!
-Да он вообще стеснительный, ни за что сам не подойдёт!
-Ну что, сложно разве подойти и поиграть! Маша, Вася, возьмите Петю тоже в игру!
-Да ну их, эти игры, не хочешь, так не играй, вот тебе лучше книжка, почитай.

Ни одно из этих взрослых вмешательств не помогает реально стеснительному ребёнку решить проблему и включиться в игру, даже если он этого хочет.
Но многие взрослые хотели бы помочь ребёнку справиться с подобными сложностями.
И хорошо бы какие-то элементарные навыки из области взаимодействия с детьми развивать ещё до школы.
-Здороваться и улыбаться при встрече.
-Запоминать имена тех, с кем ты играл
-Знакомиться, говорить своё имя

Почему некоторые дети не включаются в игры?
Альбом: игротека15ноября

Вот так мы в этот раз знакомились с 6-летками на игротеке:
передавали мяч по кругу, и называли, кто что любит делать.

Я - Женя, я люблю читать и рисовать, а ещё играть и путешествовать,
а кто-то любит - строить из Лего и гладить кошку,
кто-то - спать и плавать в море.

Но рассказать о себе, сформулировать - не так-то просто, да ещё и не когда-нибудь через час, а в тот момент, когда мячик дошёл до тебя.

Сразу включиться в игру, сориентироваться в новом месте и среди новых людей - непросто.
Кто-то сможет рассказать, кто-то пока промолчит,
но послушает, что рассказывают другие.

Ура, познакомились - теперь играть уже проще.
Можно вместе побегать, например, "Как из-под горы всё бегут ручьи",
или "Разом делали вот так" - в такие игры не поиграешь вдвоём, это скучно,
зато когда народу много, получается веселее!

Почему некоторые дети не включаются в игры?
Как у деда Трифона
было семеро детей,
Ровно семь сыновей!
С такими глазами,

Почему некоторые дети не включаются в игры?
С такими волосами,
с такой бородой!

Они не пили, не ели,
все на дедушку глядели,
разом делали вот так!

И в этот момент ведущий в центре круга показывает своё движение,
а остальные за ним повторяют.
Мальчики и девочки, кстати, придумывают совершенно разные движения!

Игра простая, и если хочешь побыть в центре - можешь побыть дедом, а не хочешь - так постой в кругу,
у тебя есть время включиться в игру.

Потом играем в Зоопарк.
Каждый выбирает себя новое имя - название какого-нибудь животного.
А водящий с мячиком должен названного зверя осалить.
Если тот не хочет водить, то он может перенаправить водящего, быстро вспомнив название другого зверя.

Почему некоторые дети не включаются в игры?
Надо быстро понять, что если сказали "кошка", то это про меня,
и быстро вспомнить,
какие же ещё у нас есть звери.
-Слон!
И вот водящий уже мчится - хочет осалить слона ))

Почему некоторые дети не включаются в игры?
А ещё мы в этот раз играли в "резиночку",
поскольку сейчас эта игра совсем не так широко известна, как в моём детстве.

Почему некоторые дети не включаются в игры?
Показывали разные несложные фигуры - и дети их старались повторить,
и мальчики тоже.

Почему некоторые дети не включаются в игры?

Если сложность игр нарастает постепенно, то включиться в игру проще.
Но первый этап - всё равно освоиться, привыкнуть к новому месту и к новым людям.
И если этот этап пропустить, то потом включаться тяжелее.

Следующий этап - знакомство, умение не только сообщить своё имя, но и рассказать что-то о себе,
улыбнуться при встрече,
это тоже поначалу такая игра. Мы на дошколке так играем иногда в начале урока.
Один раз называем по кругу имена,
в следующем круге - возраст,
в следующем - как зовут маму, скажем.
А потом - птиц вспоминаем, тоже по кругу, или считаем по порядку вверх или вниз.

И только после этого уже идут сами игры,
причём поначалу - в таких вот специальных условиях, когда много ровесников, и есть взрослый, предлагающий игру и помогающий в неё играть.

В идеале, следующий этап - это когда дети уже сами играют, сами предлагают игру, и сами выбирают водящего, и сами следят за соблюдением правил игры.
В летнем лагере, например, дети вполне справялись с тем, чтобы самостоятельно выбрать игру, собрать компанию и поиграть - без взрослых - в "барабашку", "доббль" или в "спящих королев".

Но если трем незнакомым между собой детям просто дать коробочку с игрой "доббль". и сказать "идите поиграйте!", то не факт, что они справятся сами - играть вместе тоже можно учить,
но поначалу помощь взрослых очень нужна!

А вы бы что предложили, если стеснительный ребёнок хочет присоединиться к игре, но не знает, с чего начать?
Как бы вы действовали?

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Брать у чужих нельзя. А у своих можно? У мамы из кошелька, например? Мама, видимо, такое даже в виде гипотезы не рассматривала. Тем более от меня: самой маленькой, тихонькой и ...
Путевые заметки, день 2-й Второй день провел в столице, а сегодня улетаю в Джидду, на запад страны. Про первый день читайте здесь. 01. Рассвет! 02. Давайте посмотрим, а как живут жители Саудовской Аравии? Есть мнение, что здесь при рождении каждому дают чуть ли не миллион ...
Я бы в доноры пошел… Кстати, а почему бы, собственно, и нет? Почему не пойти в доноры? Ведь, с одной стороны, ты понимаешь, что сможешь таким образом спасти чью-то жизнь. С другой стороны, получаешь вполне ощутимую материальную компенсацию в 3-4 тысячи рублей за сданную кровь, либо ...
6 февраля. Раннее утро ДО ЗАВТРАКА Стараясь не скрипнуть половицей, спустился вниз. Прошёл мимо лежавшего в коробке рядом с входной дверью малахольного чёрного пёсика, спустился с крыльца и пошёл по двору. Прошёл мимо пруда и углубился с исследовательской целью в окружавший постоялый ...
Я очень благодарен всем моим читателям/друзьям за активное участие в коллективных штурмах и коллективном создании прогнозов на будущее .  В посте я дал вам базовую информацию по хронологии развития НМП, и вы создали отличный прогноз на будущее. Мы стали работать как один ...