Почему не пришел Трубецкой
kirovtanin — 05.11.2024 "История России с начала XVIII до конца XIX века", учебник для вузов под редакцией А.Н.Сахарова, 2000 год.§ 8. "1825 год. Декабрь и декабристы"
"...Междуцарствие затягивалось. Препираясь между собой, братья роняли свой авторитет. Многие понимали, что выбор любого из них сулит мало хорошего: резкий, вспыльчивый, характером весь в отца Константин и холодный, надменный Николай. В такой обстановке взоры некоторых сановников и многих офицеров обратились в сторону тайного общества, которое фактически перестало быть тайным. На собраниях у Рылеева толпилась масса народа, и никто твердо не знал, кого уже приняли в общество, а кого еще нет. Милорадович смотрел на эти собрания сквозь пальцы. В считанные дни выявилась влиятельная оппозиция самодержавию, включавшая в себя некоторых членов Государственного совета и сенаторов, часть генералитета и офицерства и значительную долю столичной интеллигенции. Сердцевиной этой оппозиции стало Северное общество. Если бы в наличии оказались внушительные силы, кандидатура Николая отпала бы сама собою. Тогда Сенат должен был обнародовать манифест о созыве Великого Собора для решения вопроса о форме правления. До созыва Собора власть переходила в руки Временного правительства. В его состав предполагалось пригласить наиболее уважаемых и заслуженных людей: адмирала Н.С. Мордвинова, М.М. Сперанского, сенатора И.М. Муравьева-Апостола (отца трех членов Южного общества), а также московского архиепископа Филарета. Тогда же было решено, что власть над войсками, отказавшимися присягать Николаю, вручается полковнику Трубецкому. Выбор его объяснялся тем, что князь являлся как бы связующим звеном между сановно-аристократической оппозицией и Северным обществом. Однако в несколько дней положение круто изменилось. Путем обещаний, давления и угроз Николай сплотил на своей стороне подавляющую часть высших сановников и генералов. 13 декабря ему присягнули Государственный совет и Сенат. Вместе со всеми пришлось присягнуть и тем, на кого надеялись члены тайного общества. Трубецкой, решив, что дело проиграно, не явился на площадь».
----
Напоминает историю с обеими Лжедимитриями. Крамола готова и почти началась, но нужно знамя, лозунг под которым можно валить царя. Северное общество, гвардия, войска на Сенатской (ну не было Елизаветы-Екатерины!) и были таким Лжедимитрием, на коих бояре могли сослаться и потребовать себе кусок пирога пожирнее - "Как в Англии!" И в феврале 17-го и в августе 91-го то же было. "Использование в темную". Так логичнее выходит с декабристами, и традиционнее, что ли.
|
</> |