
Почему нас раньше подтапливало, а сегодня топит?

Почем у нас, до зарегулирования рек Зеи и Буреи - подтапливало, а сегодня может затопить и не только?
В повести «Тропою испытаний» известного писателя-геодезиста Григория Анисимовича Федосеева есть такие описания реки:
…Я не мог оторвать взгляда от реки. Зею тут не узнать — стала недоступная, чужая. С глухим рокотом рвётся она из-за скалы, бросается всей массой голубой воды на оскаленные перекаты. Сквозь радужную пыль видно, как бьются тугие струи о груди непокорных валунов, как кипит, бушует вода и, высоко вздымаясь, снова падает на них. И так, неудержимыми скачками, Зея проносится мимо обрыва, прыгает влево, за утёс. И оттуда, будто из преисподней, доносится непокорный, угрожающий рёв одичавшего потока…
…Тёмные хребты с облезлыми вершинами пересекают широкое пространство, поднимаются крепостными валами, грозными утёсами, чтобы преградить путь Зее, священной дочери эвенков. Но не укараулили её, недосмотрели: убаюкали их ветры весенние да туманы долгие. По эвенкийским преданиям, проточила Зея гранит, раздвинула горы и вырвалась на простор. И мы видим с террасы, как убегает вдаль, меж тёмных хребтов, её текучий голубой хрусталь...
.
Стык трех хребтов - Станового, начало хребта Джугджур - через реку Мая - Майского с Джугдыром. Место молодого разлома по реке Мая предстовляет колоссальное будущее для геолого разведки и исследования недр. Исключительное место на Дальнем Востоке страны , но трудно-доступное.
Вот, собственно здесь и находится кухня погоды, откуда идет раздача осадков для бассейна Зейской долины, через ее своенравные и не предсказуемые горные притоки Купури, Джагорма, Оконон, Мутюки, Луча и множества других срывающихся с отвесных скал в ущелья.
Именно здесь в 40-42 годах работала геодезическая экспедиция Григория Федосева — они прокладывали триангуляцию ряд первого класса. Здесь с ним ходил по тайге вечный Улукиткан, имя которого топографами сбором со всех экспедиций увековечили в Бомнаке, на месте бывшего озера.
Здесь горные хребты, с отметками вершин более 2000м, представляют собой обрывистые скалы и трудно проходимые звериные тропы испытаний.
Я со своим напарником, выполняем обследование этого объекта площадью 15 тыс. кв. км по программе военно-топографического обследования, перед проектированием, на предмет полной информации о нем.
Эта работа и обобщала все данные о этой территории и была закрытой информацией. Она основывалась на многолетних данных всех прошлых любых экспедиций, которые даже в составе 3-х человек проходили здесь с изысканиями, но обязательно оставляли один экземпляр отчета в организации Госгеонадзор. После тщательного изучения всех этих отчетов, мы с обследованием последовательно по 15-30 тыс. кв. км. за сезон и обобщали полученный материал. В программу которого входило и изучение анамалийных явлений в природе, связанных с осадками и влиянием осадков на разлив рек.
На эту вершину нам еще предстоит взойти.
Мы обследовали и бассейн реки Мая-Удской, сплавившись по ней на 3-х местной резиновой лодке, про которую написана книга - «Смерть меня подождет», с заходом на вершины гор хребтов Джугджура и Майского, по обе стороны ее берегов.
Какая волнующая, интригующая и притягательная сила в слове экспедиция. Сколько было их, когда окрыленные мечтой и надеждой пытливого ума, люди покидали теплые квартиры, своих близких и родных и надолго уходили в неизвестность, чтобы познать - а что там за горизонтом? А он удалялся и увлекал их за собой все дальше и дальше. И каждый раз, в разные времена человек испытывает одинаковые чувства и трудности, если эти места еще неряшливо не истоптаны и не выжжены кострами нашей цивилизации. Каждый раз Природа открывается нам своей доверчивостью девственной чистоты - родниковой воды, пьянящего живительного воздуха и любопытного лучистого взгляда живого мира. Здравствуй Человек - мы с тобой одной крови и с надеждой доверяем тебе наши тайны. Нас всех объединяет живой Разум Природы - наслаждайся и береги ее, но у нас — это другой случай.
Мне пришлось познакомиться и со строительством Колымской ГЭС, с насыпной плотиной — единственной в мире в зоне вечной мерзлоты, в сейсмической зоне, где при пуске землетрясением в машинном зале прошла трещина и по настоянию Гл. Инженера стройки пуск был приостановлен. Это был мужественный поступок по тем временам, а сегодня, где наши поступки? ( Мы там делали закладку реперов для постоянного контроля за поведением турбин в машинном зале). И многое чего мы еще делали, не претендуя на награды и прочие блага.
Особенности этих рек аналогичны и питаются с одной кухни. Правда, по Мае в ее верхнем течении берегов практически нет и уровень воды после обильных осадков через 2-3 часа подымается на 3-4 метра.
Эти горные хребты разделяет водораздел на реки бассейна Ледовитого океана и Охотского моря, поэтому и кухня погоды здесь своеобразная и противоречивая, но потому именно здесь в горах и выпадает большое количество осадков при сезонной смене весны на лето и его окончания. Иногда это постоянство несколько нарушается сдвигом осадков по Становому хребту и Дгугджуру от влияния Охотского моря.
Далее, для бассейна Зеи все прогнозируется и нужно только понять — как протекают эти процессы.
Процессы последствий осадков для всех наших рек с этой платформы идентичны, что для маленькой Силинки с Мяо Чан, Хора с Сихотэ Алинь, Маи, Зеи и Буреи со стыка хребтов.
Все это с Зеи и Буреи происходит в одно время залповым сбросом с горных ущелий впадающих рек, на реке Хор практически так же залповым сбросом одновременно с Катена, с Кафе, Чукена, Кабули и Сукпая левыми притоками Хора, практически с одного горного образования Сихоте Алинь. И даже время предсказуемо.
Мои предки пришли на Дальний Восток казаками— Григорьевы по матери в Гродеково Приморского, прадед Найко Порфирий основал с поселенцами Екатеринославку в районе Лазо.
Они и выбрали эти места с последующим строительством жилья, как более привлекательной местности и не подтапливаемой в то время в 1800годы, как и в деревнях Амурской области. Где топило, там не селились или перебирались на не затапливаемые места. Вот это необходимо отметить особо.
Из их рассказов — вокруг стояла глухая тайга с возможностью наловить рыбы, добыть на пропитание зверя, земля для пахоты и содержания скота.
Но гораздо позже, когда началась - сплошная вырубка леса, и молевой сплав, началось подтопление Зеи, Буреи и Хора. Тогда еще не были построены эти две ГЭС.
С вырубкой охранных речных зон, практически ежегодно стало подтапливать усадьбы с домами, а с пуском ГЭС, стало затапливать чаще и больше.
Это все аналогично, как для Амурской области, так и всех поселений по Амуру. Тут кто-то может сказать, что был случай сильнейшего потопа еще в более раннее время.
Наводнения случаются и с жертвами во многих странах, но это исключения.
Вернемся к началу нашего анализа. Залповые сбросы обильных осадков ежегодно были по Зее и Бурее, но они последовательно проходили по маревым аккумулирующим торфяникам, частично подтапливали, но более того.
Понятно, что плотина — водохранилище по своему предназначению способна сдержать и регулировать процесс прохождения паводка и кто же тут против? Но если она по своим конструктивным данным была изначально задумана для этих целей в том числе и получения электроэнергии.
В этом случае она способна справиться с залповым сбросом, пропуская половодье, регулируя на все время его прохождения, не допуская с самого начала, подтопления поселений.
Это значит, что сброс должен быть одновременно с заполнением водохранилища.
Тут должна быть в автоматическом режиме отработана технология пропуска большой воды.
Повторяю — ПРОПУСКАЯ С САМОГО НАЧАЛА, но не допуская подтопления поселений. При этом не будет переполнение водохранилища.
А тут, к концу осени каждый год пытаются наполнить водохранилище на зиму - вот и заполнили и уже не первый раз.
Так какая здесь предусмотрена защита от наводнения?
Наши водохранилища построены только для получения электроэнергии, поэтому у них не предусмотрены дополнительные функции - защиты от наводнения.
Все разговоры на эту тему, начиная от федерального министра - предсказателя погоды - это от лукавого, как и выступления прочих ответственных-безответственных лиц, что только эти водохранилища и спасают нас.
Напрашивается элементарный и простой вопрос - А что, если бы не было этих гидроузлов и зарегулирование этих рек, мы что сегодня понесли бы меньший урон и утонули бы? И в связи с этим другой вопрос - А если бы подпорная дамба не выдержала - мы что, живые бы остались? При чем все они старательно обходят главную причину случившегося. Ведь все это повторилось, один в один, как и в прошлый раз.
— «Понимаете, Зейское водохранилище устроено так, что если мы начнем сбрасывать воду ниже уровня 317 метров, то вода не будет бить в отведенную точку, которая забетонирована особо прочным бетоном. Если мощная струя воды будет падать ближе, она разрушит тело плотины, — объяснили «РГ» в пресс-службе Бурейской ГЭС.
Водосливная часть
В секции плотины с № 11 по 19, имеется 8 поверхностных водосливных отверстий, шириной 12 м каждое.
Отметка порога водослива, м |
309 |
Водосливные отверстия оборудованы
затворами, |
317,9 |
На Зейской ГЭС после довольно продолжительного периода спада притоков они вновь начали расти, и 16 августа уровень водохранилища вплотную приблизился к отметке 319,3 м. Эта отметка правилами использования водных ресурсов водохранилища определена как ключевая, по ее достижению требуется увеличение холостых сбросов во избежание рисков переполнения водохранилища и перелива через плотину.
В соответствии с решением Амурского бассейнового водного управления в этот день холостые сбросы были увеличены на 1000 м3/с, в результате общий сброс воды с гидроузла составил 4500 м3/с. После наполнения водохранилища до отметки 317-319 м, сбрасывать уже поздно. Это же накопление произвела и Буреинская ГЭС, да и Амур подпер Зею сбросами с Китая и ее верхних притоков.
Это хорошо, что этим закончится. Из всей зоны ниже плотины нужно убрать и переселить все поселения людей - они заложники в этом рукотворном затоплении.
Не в состоянии бизнес управлять водохранилищем с решением задачи спасения от наводнений. У него совершенно другие интересы, да это и не в его интересах,.
У нас еще не могут разобраться с природой наводнений на этих двух реках - Зеи и Буреи. Если бы поняли, тогда и знали бы что нужно делать в подобных условиях. Это сказано не просто так и имеют под собой основания.
После этого наводнения необходимо ученым и специалистам гидрологам ответственно проанализировать причины случившегося подтопления, а не пенять на потепление в АРКТИКЕ и цикличность годовых осадков с циклонами. Это не поиски причин, а отмазка своего головотяпства. Изначально было понятно с двумя ГЭС и гигантоманией в возведении водохранилищ, что не должны они были возводится на этой равнинной и болотной моховой местности - это природный саморегулирующий аккумулятор стабильности от наводнений. Он всегда мог погасить любую циклоническую деятельность с повышенным выпадением осадков и своевременно сбрасывать их без больших накоплений. Тут элементарное рукотворное нарушение ЭКОСИСТЕМЫ . И чревато не только затоплениями не своевременного сброса установленной планки (ее нужно было давно снизить).
У нас всегда, даже по ежегодным приметам в народе на кетовую уровень Амура подымается. Это должны и знать управленцы ГЭС и сбрасывать к этому времени с водохранилищ максимально до минимума ее работы. Затопленные торфяники на длительное время, всегда будут разлагаться, как наиболее слабая органика с выделением фенола, даже по берегам поймы Амура.
Сегодня понятно - нужно спасать положение и не допускать впредь, поправив ошибки. Тут было предложение губернатора Амурской области - начать со строительства дополнительных аккумулирующих водохранилищ, возможно и выше основного, для последующего пополнения первого.
Мне где-то года 2-3 попадалась разработка этой темы американского ученого, со всеми выкладками, но она пропала. Я специально раньше задавался этой проблемой.
Сегодня есть подобная диссертация монгольского ученого, с разработкой в российском институте в поисковике заинтересованные специалисты могут ее найти, как и работу американского профессора Аккумулирующие защитные водохранилища.
Гидрологическое обоснование защиты г. Улан-Батора от наводнений (Монголия) Автореферат кандидатской диссертации Аккумулирующие защитные водохранилища. Конечно сопоставлять наше водохранилище с монгольским смысла не имеет, но принцип один. В работе американца - на больший объем. Понятно, что такой глобальной дуромании больше ни у кого нет, но это ни кому и не нужно. Главное понять смысл и возможность его применения.
Хочу сказать на будущее и уберечь от очередных более трагических последствий. Путин громко и правильно сказал, что все металлические издержки восстановим. Проживающие в русле этих ГЭС - заложники и их нужно расселять, обеспечив за все страдания хорошим жильем. Теперь топить нас будет практически постоянно, если не поправимся и людей нужно расселить от беды. Ну, а дальше делать выводы и соображать, но с учетом научных прозрений - нужно прислушиваться и к простым пожившим людям.
Не буду утомлять цифрами и дополнительными данными способности этих гидроузлов длительных их обсуждений — за и против. Кто хочет найдет в этих ссылках или в других на эту тему
rudocs.exdat.com/docs/index-220480....
solex-un.ru/energo/reviews/gidroene...
Я не затронул тему последствий на столетия разложения затопленной органики не полного сведения леса и не убранной затопленной древесины. Более слабая торфяная органика, простоявшая длительно затопленной, еще раз напомнит о себе фенольными проявлениями — это опять же к выбору места устройства подобных гидроузлов. У нас есть где безболезненно построить и кое что спасти, с получением экономической выгоды для всех хабаровчан.
Сегодня с этим преподанным уроком, я уже могу говорить об этом.