Почему монопричина не может быть первопричиной? Почему первопричина – это
dmitrievskiy — 23.04.2021В Первой части материала мы в своих рассуждениях шли «от обратного», то есть, принимали как данность наличие одного Бога и рассматривали философско-теологические последствия такого подхода (см. Первую часть материала).
Не вижу смысла что-то менять и при обсуждении феномена причинности.
Итак, какую картину мироздания мы получим если будем исходить из того, что в ней действует «одна» причина – один Бог? Подчеркну, не единый Бог, а один Бог? Картина получится противоречивая.
Мы в третий раз акцентируем внимание на том, что Бог является Абсолютом, отрицание или игнорирование этого факта, неизбежно приводит к попыткам обусловить Бога, ограничить его концептуально, свести к фиксированному набору качеств и атрибутов. Во избежание такого искажения мы договорились не рассматривать Бога как Абсолютную реальность, - так Его рассмотреть невозможно, - а попытаться рассмотреть проявления этой реальности, и те последствия, которые возникают в результате таких проявлений.
Говоря о Боге, мы говорим о нём как о личности, и Бог, выражая себя как личность, проявляет свою волю. Будучи Абсолютом воли, Он должен делать это абсолютным образом.
Воля абсолютного, во всех смыслах, Бога не будет ничем обусловлена, - ничем ограничена, а это значит, что она будет действовать тотально, то есть касаться всего, и будет выражать суть Божественного совершенства.
Очевидно, что подобное действие воли Бога, исключает наличие какого-либо несовершенства, или воли, действующей неабсолютным образом.
Через постулирование одного Бога, как единственной беспричинной причинности мы оказываемся в крайне любопытной, но не имеющей никакого отношения к реальности ситуации, - ситуации тотальной диктатуры совершенства, когда воля совершенного Создателя совершенным же образом проявляет себя во всём мироздании.
Одиночный Бог находится в полной зависимости от самого себя. Он не может быть причиной ничего, кроме самого себя; что бы не делал такой Бог, результатом всегда будет только Он.
Далее: Бог абсолютен во всем, и нет условий, которые могли бы эту абсолютность ограничить, и говоря о Боге, как об абсолютной воли мы должны допускать действия этой воли и в «адрес» самой абсолютности.
Бог может ограничивать самого себя, то есть идти по пути самоограничений, в противном случае ситуация с Творением окажется совершенно тупиковой.
Ради чего Бог может пойти на самоограничения? Ради появления отношений. Ради того, чтобы в Его реальности появится «кто-то» и «что-то», к чему Бог сможет отнестись не так как к самому себе; «кто-то» — это Вечный Сын, а «что-то» — это Остров Рай (см. Первую часть материала)
Отдавая Абсолют личности Вечному Сыну и становясь эталоном для Острова Рай, - Абсолюта всего неличностного (энергетического), Бог – Отец, вместе с Сыном, обретают совместного вершителя в лице Бесконечного Духа, получая возможность выражать себя, отличным от себя образом.
Проще говоря, Бог обретает возможность строить отношения с равными себе, а значит выражать себя в этих отношениях, а значит становиться Творцом, чего-либо помимо себя. Полноту таких отношений Бог обретает в Троице (см. Вторую часть материала).
Троица и является единственной беспричинной причинностью в мироздании.
Судя по реакции на первые две части материала, такое триединое выражение Бога, у многих читателей вызывает ассоциации с движением к многобожеству (политеизму), но это не так.
Повторюсь, каждый раз, когда мысль Бога находит своё выражение в слове Сына и действиях Духа, Бог-Отец объединяется с теми и становится зависимым от тех, через кого Он себя выражает. Божество остается единым и согласованным в абсолютном смысле.
Если мы решаемся пуститься в непростое, но очень благодарное путешествие, по поиску безусловной причинности, то мы должны искать не моно-центр, мы должны искать отношения.
Действия ребенка, есть суть проявления монопричины, и он сам для себя является полноценной «первопричиной». Когда ребенок подрастает, он осознает, что является следствием причины более высокого уровня, и эта причина, - отношения его родителей, - тогда первопричиной для него становятся его отец и мать.
По мере дальнейшего взросления к ребенку приходит понимание того, что у его родителей то же были родители – его бабушки и дедушки, - между которыми были отношения, и действие первопричины переносится на следующий уровень. Мы очень похожи на такого ребенка…
Находясь в несовершенной реальности, мы проецируем характер этой реальности на причину её возникновения, и вместо того, чтобы искать выражение совершенство в следствиях, мы начинаем искать несовершенство в причинах. Если реальность антагонистична и в ней происходят борьба, столкновения, конфликты и т.п., то мы считаем, что и на уровне «причины» должно происходить нечто похожее. Так появляются все эзотерические концепции…
Если в качестве первопричины выступает Абсолют, то после его действия не должно возникать необходимости что-то исправлять или менять, но если приходится делать нечто подобное, то это означает только одно: за причиной возникновения такой картины мироздания не стоит причина уровня Абсолюта.
Поднимаясь в своем осознании к Абсолютному уровню причинности, мы сталкиваемся с рядом неразрешимых на первый взгляд противоречий.
Первое противоречие: если первопричина, есть Абсолют, то она должен нести в себе всю полноту, то есть в ней должно быть всё.
Но если там есть всё, то там невозможно достижение чего-либо отличного от изначальной полноты. То есть, в реальности где действует абсолютная первопричина невозможно развитие, невозможен рост. И тем не менее, все эти феномены мы наблюдаем и в своей жизни, и во всем доступном нам мироздании.
И второе противоречие: если первопричина есть Абсолют, то невозможно объяснить появление несовершенных следствий действия такой совершенной причинности. Но такие следствия имеют место быть, это, например, наша реальность.
Оба эти противоречия разрешаются в допущении, что в результате выражения первопричины, могут появляться причины более низкого порядка, которые будут действовать не как абсолюты, а как суб-абсолюты, и не в совершенной реальности, а в суб-совершенной реальности; в реальности, где совершенство можно будет обретать, где будет возможно и развитие, и достижения, и рост.
Если в реальности безусловной абсолютности мы заявили троичность первопричины, то в обусловленной реальности, например, ограниченной пространством и временем, мы будем говорить о двуединой причине, которая по отношению к триединой будет являться причиной второго порядка. Действие причины второго порядка не прерывает действие первопричины - Абсолюта.
Подробнее о разрешении этих противоречий было изложено в материале: Почему Бог создал Рай и не остановился?, а также в материале: Кто же создал наш мир?
Подводя итоги, мы можем сформулировать некоторые качества первопричины: - она должна иметь характер Абсолюта, то есть действия такой причины должны сказываться на всех уровнях реальности; - она должна иметь возможность выразить себя в отношениях; - иметь потенциал эмпирического развития, способность производить причины второго и более низкого порядка.
Первопричина, как проявление безусловной абсолютности, персонализированной в Боге, и выраженной в триедином объединении (Троица), сохраняет качество всеобщего единстваю
Традиция Книги Урантия.Философские беседы. Разговор на самые важные темы.
Добавить в друзья в ЖЖ