почему люди уходят из церкви

топ 100 блогов marss209.01.2024
Евгений Мирошниченко, византинист, в прошлом преподаватель духовной семинарии
.
Православная юность
В церковь я не пришёл, меня привели. Это было летом далёкого уже 1999 года, когда мама, тогда сама неофитка, дала мне почитать тоненькую книжку поучений Феофана Затворника (в дореволюционной орфографии, с потёртыми закапанными воском страницами, этот репринт казался мне тогда воплощением чего-то вечного и доброго).
Мне было 14 лет, я вглядывался в мир с огромным интересом и был абсолютно уверен, что Бог есть.
В этой тоненькой книжечке говорилось о пользе чтения Библии, и я решил, что именно Библия откроет мне Бога.
.

.
Начать я решил, как и всегда, с начала.
Читать было тяжело: непривычный язык, непонятность и постоянное повторение одного и того же.
Но я продирался сквозь текст, пока не дошёл до сцены, где Бог приказывал одним сынам народа Израиля убивать других сынов того же народа только потому, что кто-то из них собирал дрова в субботу.
Это разительно отличалось от той елейной доброты, которой дышали страницы поучений Феофана.
И у меня случился, по всей видимости, когнитивный диссонанс.
Чтение Библии пришлось отложить.
..
А осенью того же года меня отдали (опять же – привели) в воскресную школу при Вознесенском кафедральном соборе города Новосибирска, где весь мой путь от воцерковления до расцерковления и прошёл.
В воскресной школе нам преподавали Закон Божий, и там все кровавые фрагменты, найденные мной в Библии, игнорировались, а на мои расспросы преподаватели отвечали, что Бог таким образом желал очистить народ от греха, что так надо было, и что какие времена, так приходится и Богу действовать.
.
На первое время такие объяснения меня удовлетворили,
.
Конечно, должен признать, что идея церковности весьма содействовала моему личностному росту: я стал много читать и думать (до этого я был троечником, и ничем особо не интересовался).
Благодаря вере я увлёкся философией и историей.
Я нашёл себе духовника, купил чётки и с рвением, достойным лучшего применения, окунулся в духовную жизнь.
.
С 1999 по 2003 год я переживал поистине безумную религиозность. Я наивно воспринимал все народные байки о народных святых, в моём уме гармонично соединялись Флоренский и блаженная Матрона. В те времена я вёл дневник, и каждый день записывал свои помыслы и размышления. Тогда же я открыл для себя Иисусову молитву, Евагрия и аскетическую традицию
.
Летом 2000 и 2001 года я жил в детском православном лагере под Новосибирском.
Лагерь этот был от воскресной школы, руководил им тогда очень необычный человек, соединявший в себе (как я вижу сейчас) глубокие научные познания и абсолютно ненаучные убеждения.
Например, он любил собирать нас у себя в «келье» и убеждать в святости Григория Распутина, и в том, что царь Николай Второй это тот же Христос, только для России.
Или же заставлял нас зубрить данные из биологии и геологии, прославляющие мудрость творца.
И мы доверчиво его слушали и принимали всё, что он нам говорил, потому что говорил он с убеждением.
.
Я проработал в этом лагере два лета, по два сезона каждое лето.
В первое лето в специальной дружине, которая занималась охраной порядка в лагере, а во второе лето помощником воспитателя.
Когда я впервые туда приехал, то был поражён отсутствием того же огня веры, что и у меня
Дети и подростки мало молились, пропускали вечернее и утреннее правило.
Вскоре я открыл для себя, что большинство детей вообще не верит.
.
Можно себе представить, что со мной творилось, когда я узнал, что эти подростки не только не ходят на молитвы, но ещё и матерятся, курят, употребляют алкоголь и – какой ужас! – занимаются сексом.
.
В моём сознании тогда происходила катастрофа, апокалипсис микрокосмического уровня. Я мог тогда уже утратить веру, но я её сохранил, и даже укрепил, создав в своём уме спасительную концепцию святости.
Я решил, что так и должно быть – весь мир грешен, православие не делает грешника святым, но я решил стать святым, отталкиваясь от того, что я видел
.
. Я поступил на исторический факультет, и сразу же занялся церковно-общественной деятельностью, очень быстро познакомившись со всеми, кто составлял церковное молодёжное сообщество в городе Новосибирске.
.
Годы шли, я читал на клиросе, пел в церковном хоре, закончил исторический и поступил на философский.
Чем больше я читал книг и постигал жизнь, тем больше я понимал, что моя вера основывается не на опыте, а на воображаемом.
Вера моя ломалась по кускам.
.
Пробуждение самосознания
.
Когда ты постоянно совершаешь одни и те же действия, т.е. находишься в одной, предсказуемой во всех своих проявлениях, системе, ты находишься в зоне комфорта.
Например, ты находишься в русской православной церкви.
Что здесь с тобой происходит.
Ты внутри системы: и должен выполнять ряд требований этой системы: ходить на службу, следовать канонам, исполнять заповеди.
.
Каждое действие подтверждается некоторой системой ценностей, которая должна базироваться на Евангелии и авторитете святых отцов.
.
Психологически, ты ощущаешь комфорт, если выполняешь все требования системы, и дискомфорт, если в чём-то от этой системы отклоняешься.
.
Любое отклонение от системы называется «грехом» и связывается с тем, что внутри системы наделяется абсолютно негативными коннотациями.
При этом сама система не является неизменной, она постоянно менялась на протяжении веков.
Менялись люди, менялись культуры и ценности, требовалось новое осмысление церковности и христианства, очень часто под мощным государственным влиянием и надзором.
То, что сейчас называется РПЦ, не есть та же организация, что православная российская церковь начала ХХ века.
.
Впрочем, православный не должен задумываться о подобных вещах.
Церковная дисциплина приучает его думать самостоятельно как можно меньше.
.
Ты должен слушать приходского батюшку, не задавать глупых вопросов, исполнять заповеди, исповедоваться, причащаться, быть на службе в соответствующие дни, а думать ты не должен.
За тебя всё уже придумали.
Ты оказываешься в такой системе, в которой за тебя уже всё решили, и тебе нужно только внимать и слушаться тех, кто тобой руководит.
.
Возможно, для большинства людей такое положение вещей необходимо, они не могут сами жить со своей свободой и решать, что им делать (вспоминаются рассуждения на этот счёт некоторых героев Достоевского из «Братьев Карамазовых» и размышления Сартра из статьи «Экзистенциализм – это гуманизм»).
.
Но я однажды (не в последнюю очередь благодаря учёбе на философском факультете) стал думать самостоятельно, хоть и был глубоко укоренён в этой системе, о которой я говорю.
.
Началось с того, что я стал реже ходить в церковь.
.
Тот факт, что я был пономарем и не стоял на месте, а активно участвовал в богослужении, не спасал меня от ощущения ненужности своего этого стояния, и вообще, всего действа в целом.
.
Конечно, меня восхищал (и восхищает до сих пор) эстетический момент в богослужении.
Но я не мог понять, кому это богослужение нужно.
Я в то время уже преподавал в воскресной школе и вообще занимался церковно-общественной деятельностью по всему Новосибирску.
.
Но я видел равнодушие детей к тому, что я им рассказываю (действительно, зачем им нужно знать порядок богослужения и все эти непонятные старинные церковно-славянские фразы, когда их умы жаждут живых впечатлений и игр),
видел равнодушие взрослых, которые пытались развеселить себя (и я говорю о священниках) тем, что дурачились в алтаре во время богослужения.
.
И хорошо, если дурачились.
Случалось, что и в гневе могли ударить провинившегося в чём-то пономаря кадилом по голове.
Но меня мучила не эта внешняя ситуация (с этим я мог справиться – мало ли что было в церковной истории!), а мучила меня осознававшаяся всё более и более бессмысленность моего пребывания в храме.
.
Я перестал понимать, зачем мне нужно тратить драгоценное время моей жизни на молитву, на всё это так долго организованное богослужебное действо.
.
Очевидно, Бог, если Он таков, как нам его описывал батюшка в воскресной школе, т.е. всеблагой и милосердный, всеведущий и всепрощающий, не нуждается в наших многочасовых бдениях, молитвах и постах.
.
Мне вдруг ясно представилось, что Бог, если Он есть и достаточно умён, было бы неловко от всех этих действ и восхвалений.
.
Едва ли люди молятся ради Него, они молятся ради себя.
А мне это уже было не нужно.
«Сыне, дай мне твоё сердце» — а сердце можно было отдать, как мне тогда показалось, более благородным образом, чем изнывая от безделия за богослужением.
.
Я жаждал служить Богу делом, и мне было непонятно, кому я делаю хорошо, стоя в церкви и скучая. Меня притягивала идея конкретного действия.
Иначе говоря, вместо богослужения я предпочитал посещать детские дома, больницы, помогать тем, кто нуждается во вполне конкретной физической помощи.
.
Окончательный уход
.
Когда я смотрел на то, как ведут себя представители современной церкви, я испытывал горечь.
.
Да, я сравнивал богатые одежды и автомобили наших священников с бедными хижинами святых подвижников, о которых я вычитывал в древни патериках и житиях.
Стихия этих житий меня захватила. Я хотел уйти в пустыню из этого мира. Даже из церковного мира, в котором суета и обмирщённость, с моей точки зрения, доминировала.
Однако я понимал, что в древности представители церкви вели себя ещё хуже.
.
Слушать их, но по делам их не поступать – так я наставлял сам себя.
Иначе говоря, можно оставаться в церкви, участвовать в таинствах, преподавать в православной семинарии, просто не поступать так, как поступают мои начальники.
.
А начальники поступали очень странно.
Например, они могли позволить себе большой трёхэтажный особняк в центре города, или обидеть уборщицу, бросив ей в лицо грязную половую тряпку.
.
Они могли ударить за богослужением послушника кадилом по голове за какую-то оплошность, могли не заплатить работнику за сделанную работу, или предложить расплатиться молитвами.
.
Я слышал от очевидцев и более грустные истории, но о них я лучше умолчу.
Я всё это терпел, хоть и переживал.
.
В то время я ещё преподавал в семинарии.
Помню, какая была роскошная трапезная в этой семинарии… и какая скудная библиотека!
Сначала я ратовал за то, чтобы создать своего рода православный Оксфорд, приглашать знаменитых профессоров и учёных, отправлять семинаристов на стажировки и доклады на международные конференции, устраивать экскурсии и прочее.
.
Но все мои мечты (а деньги для их осуществления были, по крайней мере, первое время) разбились о волны реальности.
.
Во-первых, семинаристы далеко не всегда понимали, что от них хотят.
Те, кто хотели учиться, всячески притеснялись начальством.
Их заставляли посещать богослужения, молиться постоянно, повиноваться во всём, с трудом разрешали покидать стены семинарии, чтобы повидаться с родителями, запрещали гулять с девушками, и строго следили, чтобы семинаристы не занимались науками после отбоя.
Режим дня семинариста был таков: с утра занятия до обеда, а иногда и до 15-16 часов, потом послушания, порой весьма изматывающие, а после вечерние молитвы и немного свободного времени, за которое невозможно ничего толком изучить.
.
В результате уровень образовательного процесса оставлял желать лучшего.
Какой уж там Оксфорд!
.
 Часов на преподавание отведено было чрезвычайно мало (так, например, всю мировую историю предполагалось изложить за 12 академических часов).
Мы до сих пор общаемся с семинаристами, и вспоминаем те тяжёлые времена.
.
Каждый второй студент ушёл из семинарии из-за того тоталитаризма и невежества, которые там царили.
.
Что касается меня, я решил уйти из семинарии, когда уже окончательно потерял веру, начитавшись книг и наобщавшись с умными людьми.
Я знал, что некоторые умудряются рукополагаться без всякой веры и жить спокойно дальше, делать карьеру, получать за это приличные деньги.
Я так не смог.
.
полностью тут
http://psyheo.by/kak-proishodit-rastserkovlenie-dve-istorii-kommentiruet-pravoslavnyj-psiholog-natalya-skuratovskaya/
.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
По прочтении ФЛ возникла идея этого опроса. Интересна статистика :)Поясняю, что ...
Позавчера был мой последний рабочий день на уже старом месте. Курс лекций философии ещё доведу, детей бросать нельзя, но трудовая на руках. Завершилась круговерть внезапно напряжённых нескольких недель. При этом по себе договорился быстро и толково, подав (простите хвастовство) неплохой ...
...
«Нескучалка» — развлекательно-образовательная книжка для скучающих детей и их родителей, напоминает большую толстую тетрадку. В ней очень много всяких разных заданий и игр. Она спасет вас от безделья не только в дороге, но и в принципе. Например, я решил развлечь себя без ребенка, ...
Судьба, прошу, храни друзей моих - Кто в темный миг всегда со мною рядом, От ран душевных, от невзгод и лих, От нелюбви и от недобрых взглядов. Ты силы дай, чтоб им дарить тепло, Я знаю, у меня их слишком мало, Пусть не коснется их печаль и ...