Почему люди какают? (Теоретическое обоснование потреблятства).
a-nikonov — 01.05.2011Народное
Люди боговерующие полагают, что мир устроен Создателем идеально. Часто, вперив взор в природные ландшафты и поглубже вдохнув, они восклицают что-нибудь патетическое и рассыпаются в благодарностях к Творцу всей этой красоты.
То, что они воспринимают, как красоту – зеленые деревья, красный закат, бирюзовый залив, желтый пляжный песок – представляется им свидетельством божьего существования. То есть в качестве эмоционального доказательства божественного промысла они воспринимают… собственное чувство. Логика такая: мне красиво, значит, мир прекрасен и его создал бог. Нет, чтобы задуматься о том, почему та или иная комбинация молекул воспринимается априори с положительными эмоциями, а другая с отрицательными. А ведь любовь к природным земным ландшафтам просто естественное чувство. Зверю с другой планеты быть может милее сиреневые пески и синяя листва – ландшафты его планеты.
А еще люди любят поговорить об экологии. О том, что нельзя загрязнять окружающую среду. Среди экологов встречаются и боговерующие. При этом внутренняя противоречивость их позиции им в глаза не бросается. Они готовы критиковать цивилизацию вообще и человека в частности за загрязнение окружающей среды, и провозглашать, что природный мир создан богом идеально, а мы его попортили. Вопрос о том, зачем портит мир сам господь, перед ними даже не встает. А ведь на самом деле интересно, почему Господь не создал человека настолько совершенным, чтобы человек не какал. И в самом деле, зачем засорять среду? Скушал природное кушанье и все без остатка пустил в дело! Зачем какую-то дрянь из хорошей вещи делать, мир засирать?
А мог ли Господь создать людей или каких-нибудь райских созданий из плоти и крови такими, чтобы они работали по безотходной технологии? Если нет, то и на цивилизацию нечего пенять. Ведь интуитивно ясно, что цивилизация засоряет природу своими отходами по той же причине, по которой ее засоряет своими отходами любая особь, включая человека. И если самому Богу не удалось создать идеальную конструкцию, которая бы не загрязняла окружающую среду, то что спрашивать с неидеальной конструкции, которая творит агломерацию из себе подобных в виде цивилизации?
Ответ прост: Господь не мог создать людей и прочие живые существа некакающими. Потому что таковы физические законы нашего мира. И в данном случае неважно, Господь ли создал мир с такими законами или он образовался в результате Большого взрыва, факт остается фактом: при такой физике создание абсолютно совершенного (незагрязняюшего, идеально вписанного в среду) зверя невозможно. В этом мире даже эльфы должны какать.
Почему нельзя соорудить такой идеально подогнанный мир, в котором гипотетичесая живая конструкция поглотила бы красивый ароматный плод и все его части до последней молекулы пустила в дело – и кожицу, и мякоть, и косточки? (Я сейчас опускаю вопрос о том, что в таком мире плодов вообще бы не было. Сладкие плоды с косточкой нужны деревьям только для того, чтобы зверь плод съел, а косточку потом высрал, унеся ее подальше от дерева – это один из способов, которым деревья распространяют семена).
Начать ответ о необходимости выделения нужно с «другого конца» - с процесса поглощения. Зачем зверю есть? Это понятно: чтобы пополнять запас энергии и строительных материалов. С энергией ясно: без заряженной батарейки даже игрушечный заяц двигаться не будет. Тем более настоящий. Разница только в типе питания. Игрушечный заяц кушает батарейки, произведенные за дымящем заводе (и ими, считай, какает), а настоящий – кушает растительную пищу. Разница лишь в том, что игрушечному зайцу нужна только чистая энергия и не нужны строительные материалы, поскольку его построили на другом дымящем заводе, и он не может самовосстанавливаться. А настоящий зверь не только регенерирует мелкие дефекты, полученные в процессе эксплуатации, но и растет, потому что появляется в мир не с конвейера, где делают сразу больших зайцев, а путем редубликации. Это особенность живого – оно воспроизводит себя в виде маленькой копии. Эта копия потом растет и потому нуждается в веществе, из коего будет строить и увеличивать себя.
Но и потом, повзрослев, заяц будет нуждаться в материале. Потому что он очень сложно устроен. Он – цивилизация клеток. А у всякой цивилизации есть отходы, мы с этого начали. Клетки зайца делятся, борются с внешними врагами – вирусами, бактериями, заживляют мелкие ранки зайца, выбрасывают разломанное и все время нуждаются в новом материале для деления.
Если существо не растет, количество вещества, нужного ему для внутреннего ремонта невелико и пренебрежимо мало в сравнении с поглощаемой пищей. Так что, в основном, питание – это энергия. Теплокровные нуждаются в ней особо, у них девять десятых всей поглощенной энергии идет по сути на разогрев атмосферы. То есть на поддержание рабочей температуры двигателя, которая выше температуры окружающей среды.
Короче, забыли о пренебрежимом строительном материале (тем более, что отходов выбрасывается ровно столько же, сколько отбирается нового материала) и разбираемся только с энергетикой. Итак, еда – это топливо. Кислородом атмосферы, который засасывается через воздухозаборники, оно окисляется, то есть разламывается на более простые составляющие, и в результате этой экзотермической реакции выделяется тепло. (Это если упрощенно. Фактически в организме происходит еще и процесс запасания, аккумулирования энергии.) Съел топливо, выбросил золу.
Если бы идеальное существо только кушало и не какало, оно бы бесконечно набирало массу. Скушал эльф без попы на обед полкило амброзии и стал на полкило тяжелее. Поужинал – еще полкило. Чтобы не расти бесконечно, нужно поглощенную массу выбрасывать за пределы тела. Известно, что если исключить накапливаемые жировые отложения, любое взрослое существо кушает столько же, сколько потом сбрасывает в виде «отработки».
Чем же отличается пища от дерьма? И то, и другое – органика. Разница только в том, что пища – более сложно устроена, чем дерьмо. По сути человек потребляет не пищу, а саму сложность организации в чистом виде. Упорядоченность. А выделяет хаос. То есть поглотил килограмм сложного, выбросил килограмм более простого, то есть менее организованного.
Иными словами, человек ест негэнтропию и выделяет энтропию. Это чистая физика. Человек разрушает окружающую среду (поглощая ее куски) для того, чтобы поддерживать свою внутреннюю упорядоченность. Для того, чтобы противостоять хаосу, противостоять Второму началу термодинамики. Жить самому можно только разрушая других. Это физика. Все претензии к ее Создателю. Он сотворил мир таким, что, не убивая растения или животных, в нем выжить нельзя. Точнее, можно, если самому быть растением, которое работает на фотоэлектричестве. Иными словами, можно жить, не убивая, если ты – низшее звено пищевой цепи.
Так работают все сложные системы. И отсюда складывается все – и облик животного мира, и облик цивилизации. Люди не могут не потреблять. Потребление – это единственное, чем мы занимаемся в жизни. Причем, потребление бывает не только вещественное, но и информационное. Которое неотделимо от вещественного. Сходил на концерт или в Лувр - потребил эмоции. А с ними и кучу энергии на перемещение своего тела в пространстве, на жратву музыкантам, на освещение и содержание Лувра… Посмотрел кино – потребил пластмассу СD-диска и все, что за ней стоит – труд китайских рабочих, нефть, лазерное излучение, «Ламборджини» американского актера, сыгравшего заглавную роль, работу адвокатов, защищающих права владельцев интеллектуальной собственности и т.д.
Те, кто говорят о том, будто цивилизация «стала потреблятской» и таковой быть не должна, что мы погрязли в потребительстве и должны отказаться от оного, наверное, не какают вовсе. Или просто дураки.
Цивилизация – огромный организм. Который потребляет и выделяет. И ее мощь определяется количеством потребленного. И, соответственно, выделенного.
Не стесняйтесь потреблять. ЛюбИте потреблять! Потребление и есть первый признак живого и веселого.