Почему ликёр Амаретто продавался только в квадратных бутылках...
amarok_man — 24.11.2025

Оказывается вопрос о форме бутылки известного ликёра очень и
очень интересен. Правда известен он стал в наших краях не так уж
давно, каких-то 30 лет, тогда как весь мир знает его... да тоже, в
принципе, не столетия.
Довольно долгое время ликёр Амаретто был внутренней "фишечкой"
горячих итальянских парней и девушек, то есть знали и употребляли
его исключительно итальянцы. Мировая же популярность к нему пришла
только в 1968 году, когда ликёр "совершенно внезапно" распробовали
американцы.
Янки были настолько впечатлены его необычным вкусом, что
квадратные бутылки ликёра с гордой надписью "Амаретто" начали
продаваться во всех американских ларьках, в переходах у метро и
даже на Красной площа... хотя нет, Красной площади у них нет.
Ликёра же было полно!
Правда американские бомжи его не употребляли, так как в штатах
этот напиток был, как бы помягче выразиться, элитным. Купить его
мог в принципе любой, но ценник был не совсем бюджетный, поэтому
любители накидаться подешевле принимали на грудь либо "рашн клир
водка" либо простое американское пиво

Ликёром же "злоупотребляли" в основном девушки из богатых
семей и состоятельные дамы. Мужики они везде мужики, им подавай
покрепче, так что Амаретто и ТАМ и у НАС был в основном женским
напитком.
Особенно в СССР!
Да, вы не ослышались, впервые ликёр появился в наших краях ещё
во времена СССР, когда советские дипломаты привозили его в своих
"дипломатических" чемоданах в качестве презента. Настоящий
итальянский Амаретто был огромным дефицитом. Помимо дипломатов его
могли привезти моряки, водители-дальнобойщики, либо редкие туристы,
побывавшие за границей.
Это был экзотический напиток для узкого круга.
В широкие круги он просочился в 90-е. С распадом СССР и
открытием рынка в Россию хлынул поток импортных товаров, включая
алкоголь. Такие бренды, как Disaronno и Lazzaroni, стали появляться
в магазинах duty-free и в первых специализированных алкогольных
бутиках. Он позиционировался как элитный, модный итальянский
продукт.
И здесь начинается самая интересность: настоящий итальянский
Амаретто был и остаётся достаточно дорогим импортным продуктом. Это
создало нишу для российских, польских и турецких аналогов

Буквально через несколько лет все ларьки оказались забиты
необычными для простого люда квадратными бутылками с гордыми
надписями "Амаретто", "Амаретто Венеция", "Амаретто Мурано", ...
весь этот Амаро-шмурдяк разливался в подвалах и состоял из дикой
смеси ароматизаторов, сахара и спирта.
Так в общем-то элитный напиток внезапно стал символом бедности
и плохого вкуса 90-х годов. Сегодня по нему многие скучают, однако
купить вряд ли захотят, так как настоящий Амаретто очень дорогой, а
покупать подделку... ларьки закончились. Однако поколения 35+ до
сих пор помнят квадратные бутылки с видами Венеции

Квадратная бутылка «визитная карточка» ликёра Амаретто
появилась не просто так. Когда ликёр только-только начал своё
путешествие по Италии и набирал первых поклонников, представитель
семьи Сароно (владеющей рецептом ликёра) приехал в гости к
мастерам-стеклодувам острова Мурано.
Он привёз мастерам целый ящик своего ликёра с чётким ТЗ:
сделать для ликёра такую бутылку, которая дала бы ему
узнаваемость.
Видимо ликёр так зашёл мастерам, что они придумали такую
бутылку. Вместо стандартных пузатых и круглых бутылок они придумали
особую квадратную форму, в которой и начали штамповать
бутылки.
На удивление квадратная форма оказалась:
А. удобной для перевозки и хранения;
Б. точного определения, какая бутылка легла в руку в полной
темноте.
Да, да, да!
Когда везде круглые бутылки, квадратная оказалась очень
удобной, чтобы ночью, пока супруг спит, на носочках пробраться в
кухню или бар и булькнуть себе в кромешной темноте пару дриньков. А
потом тыц-тыц-тыц и обратно как ни в чём не бывало. Эта особенность
ночного определения бутылки так зашла итальянцам, что довольно
долгое время квадратную бутылку использовали исключительно для
розлива ликёра Амаретто

Дело даже доходило до абсурда: в 50-х годах ХХ века суды
провели несколько разбирательств, где истцы требовали обязать
фирмы, производящие ликёр Амаретто убрать форму кирпичика и
заменить её на обычную бутылочную.
Так как их жёны слишком часто встают по ночам и наведываются в
семейный бар, мужьям утром не оставалось ничегошеньки! Мужики
пытались доказать, что пьющая жена - горе в семье, однако, по всей
видимости, убедить суд в виновности именно бутылки они не
смогли.
С другой стороны сами итальянцы пробовали несколько раз
судиться с производителями других ликёров в других странах, которые
честно слямзили квадратную форму для своих настоек. Однако честные
и непредвзятые суды других стран поддерживали своих производителей
и разбирательства также закончились ни чем. Как говорится, тихо
слямзил и пошёл - называется нашёл.
Сегодня такими бутылками уже никого не удивить, однако теперь
мы помним, кто был "первопроходцем"
https://dzen.ru/a/aKyIhoN4awghCWFd