Откуда берётся
критика православия
Ответ на вопрос "почему православие начинает подвергаться всё более
сильной критике" (и вовсе не только от убеждённых атеистов) можно
сформулировать кратко:
потому что православие перестало быть только индивидуальной
верой граждан, а стало де-факто государственной идеологией.
Можно по-человечески пожалеть тех, для кого православие имеет
личный, духовный смысл и которые не желают, чтобы их веру
отождествляли с продукцией идеологических работников, но тут уж
ничего не поделаешь:
православный дискурс стал дискурсом
власти. Превратился в дискурс, навязывающий себя с помощью
институтов госвласти, дискурс, действующий с позиции силы.
Со всеми вытекающими, в том числе и с, мягко говоря, не самым
благожелательным отношением населения к рядовым носителям
идеологии, кем бы они ни были, какими бы прекрасными качествами
лично не обладали.
Само православие тут в общем-то не причём.
Любая идеология, вставшая на его место,
повторит ту же судьбу. В своё время аналогичная участь ждала и
госатеизм, и коммунистическую идеологию.
Но если в Союзе (особенно в 1-й половине 20 века) ещё сохранялись
пережитки традиционного общества, для которого идеологический
диктат естествен, то в 21 веке он выглядит однозначным атавизмом.
По крайней мере, в России. Она к счастью (а для кого-то - к
сожалению) уже прошла этот период, представляет собой общество
современное, со всеми его достоинствами и недостатками (скажем,
культом потребления). В отличие от некоторых мусульманских стран,
по порядкам в которых так ностальгируют православные активисты,
мечтая их завести и у нас. Но традиционное общество нельзя создать
искусственно. И реставрации оно не поддаётся.
Искусственно созидаются лишь диктатуры, пытающиеся сколотить некую
видимость идеологического единства.
В некотором смысле, ситуация с православием в постсоветской России
забавна: оно ещё в конце 80-х попыталось заполнить собой ценностную
нишу после обрушения сов. марксизма, активно участвовало в
дискредитации марксизма и советской системы. Но теперь и с ним
происходит нечто подобное разложению марксизма: мы видим переход от
фазы "люби меня" к фазе "не пойдёшь добром - силой заставлю". Стало
быть, недалёк и тот день, когда хорошим тоном станет говорить о
себе как о религиозном диссиденте, когда неверие, во всяком случае,
не-православие станет неким знаком качества.
Впрочем, как это случилось и с социалистической идеей, отход
государства от православия поможет последнему вновь обрести
некоторый авторитет, пусть не в гигантских пропагандистских
масштабах, определяемых властными инструментами, но зато уж тесно
связанный с конкретными личностями, скорее всего, теми, чьи голоса
сегодня с трудом слышны сквозь трубный победоносный глас
госидеологии.