Почему коробочные игры стоят дешевле цифровых

топ 100 блогов segal04.08.2010

Часто спрашивают, как так получается, что коробочные игры стоят дешевле цифровых, когда их себестоимость очевидно выше – производство, транспортировка и так далее.

Давайте сначала разберемся, как формируется цена на коробочную игру (про формирование цены на игры вообще я писал полтора года назад).

Издатель продает дистрибьютору партию игр по заранее оговоренной цене, а дистрибьютор по своей уже цене продает их магазину. Не будем брать в расчет рибейты, ретробонусы и прочие тонкости, давайте смотреть на простое «товар – деньги».

Предположим издатель продает дистрибьютору игру по 30 долларов, дистрибьютор отдает ее в розницу по 35, а розница должна продавать игру по 50.

Но продавать по 50 – это для розницы неинтересно. Розница любит акции, распродажи, табличку «у нас дешевле всего, честное-пречестное!» и так далее. И тут главная тонкость – поскольку розничный магазин товар уже купил (даже если он заплатит за него через два месяца или вернет, если не продаст), он имеет право ставить на него цену, какую вздумается.

У соседей игра по 50? Ставим по 49 и вешаем рекламу: «налетай – подешевело»! Маркетинг во все поля, короче.

В результате начинается ценовая война, прибыли ритейлеров (а также издателей и дисти) несколько падают, но зато игроки получают игры дешевле и обороты растут.

Понятно, что сильно сбрасывать цены будут только на оверсток (залежавшийся товар). Плюс у издателей и дисти есть способ контролировать ценообразование.

Такой контроль обычно действует так: издатель продает дисти игру не за 35, а за 40, а тот продает рознице ее за 45, а не за 35. Но рядом в договоре (иногда в отдельном договоре) есть пункт про рибейты/бонусы/маркетинговые компенсации, размеров в недостающую прибыль. И условия, которые надо выполнять, чтобы их получить – иногда речь идет про фиксацию розничной цены, а в странах, где это незаконно, про размещение маркетинговых материалов установленного образца, где цена уже напечатана. В общем, много есть способов разной степени этичности.

Это, кстати, кроме контроля за ценой, еще повышает операционный доход издателя и дисти, что красиво выглядит в отчетах для акционеров.

Но все-таки легально розница купила игры и имеет право делать с ними что хочет – продавать в убыток, давать в подарок с другой покупкой, раздавать бесплатно и так далее.

Теперь посмотрим на цифровую дистрибьюцию. Цифровой магазин не продает товар (почитайте соглашение), он продает лицензию. Формально, лицензия тоже есть в коробке с игрой, но сама коробка с лицензией – это все-таки товар.

Так вот, два важных отличия.

Первое – нет склада, поскольку в нем нет смысла (набор ключей в файлике складом не считается). Соответственно нет ни причин для того, чтобы устраивать скидки по своей инициативе (без утверждения с издателем).

Второе – это не товар, а лицензия, следовательно у посредника нет права собственности на нее. Там вообще право собственности из физического мира как таковое не применимо. А значит, устраивать скидки по своей инициативе нет возможности.

Еще веселее становится, когда издатель владеет своим магазином по цифровой продаже (как Sony, Microsoft, EA и так далее): если в розницу коробки отгружены были по 35 долларов с рекомендованной ценой в 50, то пока ты не организуешь компенсацию за снижение цены всем, кто на нее имеет право, скидывать в своем цифровом магазине цену нельзя – розница очень сильно обидится.

Steam и другие third-party-продавцы тем и хороши, что издатель может кивать на них по поводу распродаж. На своей платформе кивать не на кого.

Вот и получается, что Starcraft II на battle.net стоит 60 евро, когда в магазине его можно купить за 40, а игры для PSP Go выходят сильно дороже, чем для обычной PSP.

И пока не произойдет перелома и цифровые продажи не обойдут физические, такая ситуация будет, увы сохранятся.

Кстати, по поводу скидок не беспокойтесь – снижение цены обычно вызвано снижением спроса, и тут цифровые продажи от физических никак не отличаются. Собственно на чисто цифровые игры Sony и Microsoft регулярно организовывают распродажи. Когда не надо договариваться с дисти и крупной розницей это делать заметно проще.

Почему коробочные игры стоят дешевле цифровых
rss2lj

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Во дворце культуры, где я учился играть на баяне, занимались несколько танцевальных коллективов. На разных отчётных концертах я смотрел на них, поэтому в голове у меня сформировалось некоторое представление о том, на что способно человеческое тело. Разумеется, позже я видел и более ...
Громкая история, сотканная по канонам классического сюжета: Бог обещает Аврааму, что от его сына Исаака произойдёт великий народ, а потом просит принести его в жертву – доказав тем самым любовь и безоговорочную лояльность всевышнему. А теперь замените Бога на Госдеп США, вместо ...
Если вы умеете делать какие-то полезные, пользующиеся спросом вещи, то рано или поздно вам захочется на этом заработать. Чтобы не мучиться сомнениями и не "придумывать велосипед", прислушайтесь к ...
Купил в Пятёрочке мандарины по 94 рубля за килограмм. Вкусные и без косточек. Прочитал на этикетке страну происхождения. Долго смеялся. На самом деле конечно составители этикетки просто перепутали, но получилось забавно. Итак, знаете, откуда эти мандарины? На этикетке указана ...
роза маргариты ...