Почему калина не везде красная?

топ 100 блогов new_rabochy15.01.2025

Когда-то давно, лет уже, может и 20 назад, когда я ещё общался с «русскоязычной диаспорой» в Монреале, меня попросили перевести какой-то текст, где фигурировала «калина красная». Именно в таком порядке слов, не красная калина, а первое. Всем бывшим советским, а просившая была из их числа, ясно, о чём звук и какие ассоциации рождают эти два слова.

Она занималась какой-то благотворительностью, типа помогала русскоязычным, попавшим в монреальские узилища. Что-то такое, не помню что точно.

Это не важно. Важно то, что я при переводе столкнулся с тем случаем «непереводимости» при котором для носителей французского надо делать довольно длинную ноту переводчика — note de traducteur. То есть прим. перев.

Почему калина не везде красная?

И вот почему.

Во французском калина обозначается не плодом, а цветком, а он белого цвета.

Называется тоже подходяще — boule de neige.

То есть снежный шарик.

Попытки объяснить этой даме, что весь эффект её текста потеряется, и что нужно вообще убрать эту аллюзию, которая пройдёт мимо франкофонов, как дручок прошпиндруе мимо Ленского, ни к чему не привели, и я остановил всякие попытки помогать таким особям.

Это я вспомнил лишь потому, что только что оформил очередную главу из книги Х. Смита «Русские». Про культуру.

Хедрик Смит. Русские. Глава 15. Культура. 

Предлагаю отрывок.

=========

В этой игре размер аудитории чрезвычайно важен, потому что надсмотрщики могут допустить вольность для небольших театров, публика которых насчитывает сотни, а не миллионы. “Чем больше аудитория, тем строже контроль, – жаловался мне один киносценарист. – Они очень сильно беспокоятся по поводу широкой аудитории. Вот почему наше телевидение ужасно скучно, а кино лишь немногим лучше”. Игра представляет собой постоянную борьбу между либералами, маневрирующими в поисках большего жизненного пространства и консерваторами, держащими оборону, в которой исход борьбы больше зависит от влиятельности личности и столкновения фракций, чем от, собственно, содержания произведения. Точно так же, как экономика барахтается в тисках неэффективности, страдая к тому же от повальной коррупции, культурная жизнь применяет себе на пользу незаконные альянсы между писателями, редакторами и директорами театров, а также между симпатизирующими и покровителями среди обладающих политическими полномочиями.

Почему калина не везде красная?

Порой произведению сопутствует чистая удача и оно, ко всеобщему изумлению, прорывается через лабиринт контроля, как это случилось с “Калиной красной”, одним из лучших советских фильмов последнего времени, культурной сенсацией весны 1974 года.

Он был написан и поставлен Василием Шукшиным, высоким, худощавым, угловатым самоучкой писателем-режиссёром с раскосым взглядом Джека Пэланса [5] и репутацией писателя отличных коротких рассказов, с симпатией рисующих простой деревенский народ и даже преступников.

Шукшин сам сыграл в фильме главную роль. Художественное воплощение картины произвело большое впечатление на многих моих знакомых, но, кроме этого, очень многие были поражены тем, как много правил этот фильм нарушил. Он не только впервые вывел на экран сутенеров, проституток и воров в законе, но его главным героем стал бывший заключенный, который колеблется между тем, ступить ли на путь истинный или начать снова совершать преступления, после чего на него нападают члены его бывшей банды. Образы персонажей фильма, от пьяницы-председателя колхоза до престарелой матери главного героя, вынужденной жить на 20-рублевую пенсию, были исключительно правдивыми. В одной из сцен Шукшин осмелился показать тотальную скуку слушателей политинформации. В других сценах мои друзья-зрители усмотрели иконы в красных углах деревенских российских домов и развалины русской церкви на заднем плане, мимолётные, но необычные намеки на преследование верующих за их религию, которая неискоренимо жива среди крестьянства.

Почему калина не везде красная?

В качестве деревенского романтика Шукшин заставил своего персонажа целовать русские березы, в то время как камера любовно снимает плавно текущую реку и деревенские пейзажи России.

Добрая русская деревенская женщина помогает бывшему заключённому ступить на путь истинный, и в конце фильма он становится трактористом.

Но весь посыл фильма состоит в том, что преступность растёт на предположительно очищенной от этого порока земле, где строят новое коммунистическое общество, в трагическом конце жизни главного героя, в сомнениях в возможности воспитать нового человека и делается совершенно однозначный вывод в пользу того, что развращающее влияние городской жизни сделало из хорошего парня плохого – все эти вещи прямо противоречили канонам социалистического реализма.

Почему калина не везде красная?

Среди московских интеллектуалов быстро разнесся слух о том, что Шукшин пару лет боролся за то, чтобы фильм вышел на экраны и что лучшие сцены были вырезаны цензорами.

В публичной версии картины, которую я видел, склейки и нестыковки между кадрами были ясно видны.

И, тем не менее, многое и осталось, и люди спрашивали себя, как такой фильм вообще мог выйти на экраны в то время как другие картины, куда менее смелые, были запрещены.

Некоторые сведущие москвичи, мои знакомые, высказывали предположение о том, что Шукшин пользовался доверием благодаря своим ранним, менее противоречивым картинам, и что киноиндустрия нуждалась в необычном высококачественном фильме для показа на международных фестивалях. На мой взгляд это отчасти может быть правдой, но вряд ли достаточным объяснением единодушных хвалебных рецензий в советской прессе. Шукшин стал пользоваться успехом так внезапно, что было ясно, что кто-то на самом верху очень благосклонно смотрит на его творчество, только неясно почему. Несколько месяцев спустя один мой друг, имевший хорошие связи в ЦК КПСС, сказал, что таинственным поклонником таланта Шукшина был сам Леонид Брежнев. Этот друг поведал, что, когда цензоры держали фильм «Калина красная» в подвешенном состоянии, Брежнев посмотрел его в кремлевском кинотеатре и был до слез растроган подлинностью картин сельской России, хорошо изложенной трагедией героя, и впечатляющим показом жизни простых людей, чью веру в Россию не поколебали повседневные трудности. Слезы Брежнева, по словам моего друга, “гарантировали успех фильму”. Такое объяснение невозможно было с достоверностью подтвердить, но оно было вполне правдоподобным и иллюстрировало зависимость от капризов высшего руководства, работающих в советской системе. К сожалению, Шукшин умер через несколько месяцев после выхода на экраны его картины.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Сегодня утром поражены объекты на территории Павлоградского химического завода. Предприятие работает на ОПК, участвует в производстве корректируемых ракет для РСЗО "Ольха-М", баллистических ракет для ОТРК "Гром-2", а также противокорабельных ракет "Нептун" совместно с Киевским КБ ...
Вот даже почитайте, сравните посты 5 человек. А ведь мы все время были вместе, фотобаза у нас одна, а подходы разные и мне это ОЧЕНЬ НРАВИТСЯ. Но нет, мы не используем то, что можем, не хотим делать что-то классное, полезное для своего ДОМА, мы ...
Дикое поле, оно же тухлое болото кажется начало булькать, шумеры воевать удумали. Плохо дело, брать в плен такую ораву однозначный шаг к разорению. Теперь придется или донецких начать уговаривать киевский аншлюс учинить, или самим уже Шумерию разгонять. Походу у Шоколадного совсем дела ...
( фото старое, так что никакого палева ...
Проказа — опасное и трудноизлечимое заболевание, сопровождавшее человечество всю его историю. Сегодня мы знаем об этом недуге почти все, но когда-то его считали «карой Господней» и «печатью дьявола». Прокаженные были бесправными, всюду гонимыми, и о них распускались самые нелепые слухи. ...