Почему жители мегаполисов приезжают в провинции?

Сразу оговорюсь, раз речь пойдет о разных группах граждан, для удобства написания мне пришлось обозначить членов этих групп смысловыми идентификационными индикаторами. Жителей провинциальных городков я назвал аборигенами. Аборигены – местные жители, в этом названии нет ничего обидного. А вот приезжих называют в маленьких городках по–всякому.
Пришельцы, пришлые, чужаки, варяги, неместные, другие, захватчики – именно такими «эпитетами» иногда награждают жители провинциальных городов тех, кто прибывает к ним из другого (по мерилам аборигенов), чужого и более успешного мира. Кто они? Зачем они? Почему они? Эти вопросы иногда обсуждают аборигены за своими вечерними макаронами и котлетами на кухнях. И эти вопросы иногда тревожат их, а сами «эпитеты» зачастую несут резко отрицательную окраску. Вы заметили, что я употребил слово Иногда? Потому что не всегда так. Но бывает. Особенно в том случае, если приезжий человек стал выделяться на фоне остальных, стал, к примеру, успешен, популярен, либо пошел в местную политику, либо просто его дела идут в гору.

Как ни странно, но в провинциях бытует такое мнение – « понаехали тут, чтобы растащить наш город». Оно имеет право на существование. Но это мнение спорно и оспариваемо, на мой взгляд. Ведь в тех городках, которые, как уверяют аборигены, все растащили чужаки, если изучить ситуацию – как раз все растащено местными элитами. Но этот факт никогда не признается. Особенно теми, кто все растащил. Они, как правило, и громче всех кричат на эту тему. Держи вора! – вот самый главный довод находчивого вора.
Но пост не об этом. Пост про то, почему приезжают люди из мегаполисов в провинцию. Разберем для начала несколько примеров.
Пример 1. Местного пропойцу Иванова уволили с работы, а на его место взяли приезжего специалиста Петрова, который не пьет и ведет активный образ жизни, а его столичный универ предпочтителен вечернему техникуму Иванова – так в чем же справедливость?
С точки зрения уволенного аборигена – ее нет. Ее также нет и с точки зрения окружения уволенного аборигена, его семьи, друзей, знакомых. Городок маленький – и вот уже половина города заведомо настроена враждебно к Петрову, который ничего не подозревает. И стоит только Петрову выйти в продуктовый магазин за кефиром, как он повсюду ощущает на себе недружелюбные взгляды, а ближе к вечеру и вовсе могут поколотить пьяные друзья Иванова.
А вот с точки зрения работодателя – он крупно выиграл, ведь он не только уволил зарвавшегося и потерявшего берега Иванова, который пользуясь тем, что в организации нет специалиста его уровня, позволял себе прогуливать работу и хамить начальству, но и приобрел ценного работника Петрова, чьи знания и умения намного превышают уровень развития компании.
А вот интересно – что выгадал Петров? ))
Пример 2. Местного директора завода арестовали и посадили в тюрьму за растрату, а на его место прибыл человек из мегаполиса и начал наводить свои порядки, ломать прежнюю структуру управления, усиливать производственную дисциплину.
Где же справедливость? – вопиет старая команда, разогнанная новой метлой, и состоящая в близком родстве с бывшим директором завода.
Где же справедливость? – вопиют рабочие, ведь если раньше на часовой прогул смотрели сквозь пальцы (поставь бутылку мастеру и все будет О.К.), то теперь за это наказывают вычетами и штрафами! И если раньше можно было прийти на работу под хмельком или даже опохмелиться на рабочем месте, то теперь за это оказывается увольняют! И многие заводчане склоняются к общему мнению – во всем виноваты чужаки. В лучшем случае, работники смирятся с новыми порядками, привыкнут и начнут работать по–новому. В худшем – начнут саботировать распоряжения нового руководства и устраивать производственные аварии, подбрасывая болты в шестеренки механизмов.
Пример 3. В местный драматический театр небольшого городка устраивается актриса из областного центра. Прибывает она сюда по семейным обстоятельствам, но не суть важно. Важно то, что ее сразу включают в спектакль – причем, на одну из главных ролей. Конечно, ее заслуги никто не умаляет, но это неслыханно, дать главную роль новому человеку, когда в театре уже установилась определенная иерархия. Спектакль идет на ура, залы полны, но труппа объявляет главному режиссеру бойкот с ультиматумом – либо мы – либо она. В труппе несколько родственников директора театра и местного градоначальника, а бывшая прима является любовницей главного бандита. Конфликт заканчивается тем, что главрежа увольняют, а вместе с тем, спустя некоторое время, выдавливают из театра и актрису. Залы пустеют, но коллектив театра счастлив – справедливость восторжествовала. ))
Все эти три примера объединяют в себе противостояние двух типов людей – местных и приезжих.
А это уже конфликтология. Неужели нельзя иначе? Конечно можно и нужно.
Так зачем приезжают чужаки в чахлые, пыльные провинции, по улицам которых шастают гуси и козы? Быть может эти провинции намного перспективнее мегаполисов? Быть может они устали от шума городов и влюбились в местную природу? Быть может чужаки владеют какой–то тайной, которая неведома местным? И главное – кто приезжает?
Я попробую ввести следующую категорийность, обозначающую группы мотивов приезжих:
1. Работа и служба. Мы уже разбирали это в примерах. Приезжают квалифицированные специалисты, чьи знания несопоставимы по масштабу и качеству со знаниями аборигенов. Это понимают работодатели и готовы платить за это деньги.
2. Бизнес. Если рассуждать поверхностно, вести бизнес в маленьких городках проще и прибыльнее. Дешевле стоит аренда, дешевле стоит рабочая сила. Бизнес, как правило, создается не для обслуживания аборигенов, их ареал и потребности слишком малы, для того чтобы обеспечить стабильную прибыль для процветания и развития предприятия. Созданные бизнес–площадки просто базируются в провинции, работая на мегаполисы. Но бизнес не только берет – но и дает дотационным городкам, отчисляя часть своей прибыли в виде налогов городкам. По идее, городки должны быть заинтересованы в привлечении бизнеса из мегаполисов, это прямые инвестиции в город, но на практике, как правило, бизнесмены сталкиваются с коррупцией, кумовством, клановостью местных элит, и спустя какое–то время, разочаровавшись, возвращаются обратно. Остаются только упрямые энтузиасты и альтруисты, влюбленные в городок. Со временем они станут местными и либо изменятся сами, либо изменят что–то вокруг в лучшую сторону. А может быть и в худшую, если сроднятся и переплетутся с местными элитами, начнут действовать по тем–же схемам, или научат местных новым.
3. Проекты. Иногда люди приезжают в маленькие городки из больших, чтобы опробировать в провинции свои проекты, реализация которых не удалась бы в мегаполисах по тем или иным причинам. В этом случае аборигенов держат за подопытных кроликов. Это может быть политика, экономика, либо крупная афера, а возможно и сектанство.
4. Неудачники. Есть одна категория людей, которую просто вымывает из мегаполисов. Это неудачники. Они приезжают в маленькие городки с тем, чтобы закрепиться на уровне ниже, чем располагали раньше. Как правило, это алкоголики, злостные должники и алиментщики, жертвы афер, люди с заболеваниями, фатальные неудачники и маргиналы.
5. Пенсионеры и люди, которые недовольны экологией мегаполисов.
6. Прочие. Я не знаю причин переезда и приезда этих людей. Там все строго индивидуально.
Быть может я еще кого–нибудь категорию забыл отметить, поправьте, если это так. И если я в чем–то не прав – поправьте непременно. И обязательно напишите, что Вы думаете по этому поводу. Я всего лишь высказываю свое мнение. И мне интересно знать Ваше.
А следующий пост из этого цикла я напишу на тему – Кто и зачем приезжает жить и работать в мегаполисы.
