Почему Иван Грозный хотел быть скоморохом, и за что странствующих артистов
vitkvv2017 — 07.06.2020Из истории русских скоморохов.
Скоморохи веселили Русь с дохристианских времен. Одни исследователи
считают их завуалированными жрецами языческого Велеса, другие
приписывают им чисто культурную роль прародителей русского театра,
а третьи проводят параллели между скоморошьими ватагами и первой
агентурной сетью. Скоморохи имели большой вес в русском обществе,
являясь дерзкой оппозицией церкви и государственной власти, что
подтверждалось вековыми гонениями и притеснениями бродячих
артистов.
Скоморохи – проводники общественного мнения
Скоморохи были известны на Руси еще в XI веке как любимцы
народных праздников, свадеб и ярмарок. Это были бродячие артисты,
промышлявшие плясками, песнями, прибаутками и фокусами. Есть
мнения, что русское скоморошество произошло от древнеславянских
языческих обрядов.
Весёлые скоморохи. /Фото: cdn.tvc.ru
Бродили скоморохи, как правило, ватагами по нескольку десятков
человек. Странствуя, они посредством разножанрового народного
творчества распространяли любопытные сказания о текущих событиях,
политических идеях и стремлениях. Бродячие артисты, влияя на
народную массу, являлись проводником общественного мнения. А в
условиях отсутствия письменной литературы выступали хранителями
поэтического творчества того времени. Максим Горький писал, что
скоморохи «разносили «лицедейства» и сказания о событиях «великой
смуты», о боях, об «Ивашке Болотникове», о победах и о смерти
Степана Разина». Часто шутки скоморохов были глуповатыми и
примитивными, но это не умаляло популярности народных потешников и
их роли в развитии древнего народного эпоса русских. Скоморохи
слыли талантливыми музыкантами. Особенно качественным считалось
творчество новгородских потешников.
За непочитание придворного скоморошества - убийство
Первый из русских правителей, открыто проявлявший интерес к
скоморошьему творчеству - Иван Грозный. Именно по его инициативе
при царском дворце был организован потешный двор - предшественник
будущего придворного театра. Во время правления Ива́на IV
количество московских скоморохов увеличилось, по царскому приказу
самых талантливых артистов «выписывали» из Новгорода и других
городов. Некоторые упоминания в исторических документах
свидетельствуют о личном участии Ивана Грозного в скоморошьих
забавах.
Несмотря на гонения церкви скоморохи были любимцами
знати./Фото: b1.culture.ru
Когда-то близкий царю князь Курбский упрекал его в письмах за
столь богоненавистные и греховные увлечения во время пиров, где
Иван Грозный был не прочь спеть и сплясать. Известен один факт,
когда во время очередного маскированного шоу в царском дворце
Государь предложил князю Михаилу Репнину присоединиться ко
всеобщему скоморошьему веселю. Михаил Петрович оскорбился и
заметил, что такие безумства непристойны даже для боярина, а
христианский царь вообще так себя вести права не имеет. Через
несколько дней по указу Ивана Грозного Репнин был убит прямо в
церкви за свое "дурное" поведение.
Слуги нечистого и царский запрет
В дохристианские времена скоморохи развлекали народ языческими
игрищами, участвуя и в обрядах заклинания духов. Естественно, что
после крещения Руси православные священники начали бороться со
скоморошеством. Бродячих артистов приравнивали к языческим жрецам,
попутно осуждая и почитателей таланта скоморохов. В отдельных
случаях доходило до епитимьи и запрета причастия.
За традиционное использование масок скоморохов обвиняли в
приверженности язычеству./Фото: c2.staticflickr.com
Веками православные служители открыто проклинали «слуг
нечистого». Но никакие церковные запреты не могли до конца
избавиться от скоморохов как от светского явления. Самые смелые
скоморошьи песни и присказки высмеивали Библию, православные обряды
и непосредственно священников. Доставалось и светским властям.
Потешные стишки и песни глумились над служебными злоупотреблениями
и человеческими слабостями знати, зачастую упоминая конкретные
имена.
К началу XVII века против скоморохов выступила объединенная сила
церковных и государственных правителей. Поначалу артистов негласно
преследовали, запрещая впредь появляться в том или ином месте. В
середине века архиепископу Никону удалось добиться радикального
указа царя Алексея Михайловича. В царской грамоте от 1648 года
запрещалось пускать на порог бродяг с гуслями, домрами, волынками и
со всякими играми, шла речь о наказании скоморохов и их почитателей
битьем батогами. Русский царь принял решение об истреблении всех
музыкальных инструментов, на которых играли и устраивали
представления скоморохи.
За веселыми песнями и плясками часто стояла серьезная
критика церкви и власти./Фото: photo.rock.ru
Таким образом, на домры, гусли, волынки, бубны накладывался
запрет, найденные у людей инструменты изымались и уничтожались. А
ослушавшихся отправляли в ссылки или запирали в монастырские
темницы, где им всю оставшуюся жизнь оставалось замаливать свои
грехи. Постепенно традиционных скоморохов не стало. Они были
вынуждены переквалифицироваться в яpмарочных yвеселителей,
медвежатников и балаганщиков.
Темная сторона потешной жизни
С усилением гонений на скоморошество вчерашние актеры и
музыканты открывали для себя новые занятия. Одним из таких стали
кулачные бои. Заработок заключался в ставках на разрекламированных
бойцов, которыми порой были сами скоморохи. Имели место и более
криминальные «забавы». Гонимые гусляры, гудошники и плясуны время
от времени превращались в обыкновенные преступные группы,
промышлявшие кражами и грабежами. Они сбивались в бродячие компании
до сотни человек, доставляя немало неприятностей как властям, так и
простому люду.
Молодой скоморох./Фото: infourok.ru
Подозревали скоморохов и в шпионаже. В окружении артистов тайный
«агент» мог легально попадать на любые территории государства,
интересующие нанявшего его хозяина. Скоморохи были вхожи в самые
знатные и богатые дома вельмож и государственных деятелей, имея
возможность подслушивать откровенные застольные беседы
присутствующих. Некоторые исследователи даже выдвигали версии о
происхождении слова «скоморох» от лангобардского scamar(a), что
переводится как «шпион».
https://kulturologia.ru/mosaic/