Почему иконы должны храниться в храмах
ivankravtsov — 23.05.2018 Прочитал я длинный пост о том, почему иконы должны храниться в музеях и понял, что автор не понимает простой истины. Если в 20 веке произошла специализация и каждый профессионал занимается своим делом, то в 21 веке такой специализации нет.Богородица смотрит на ваши музеи, как на...музеи
Церквей, которые успешно взаимодействуют и сосуществуют с музеями достаточно много. На сегодняшний день большинство из них уже давно переданы Церкви, но музейные работники там далеко не гости, а сотрудники и работники, которые делают своё дело, важное не только для православных людей, но и для всего человечества в целом, помогая Церкви сохранять принадлежащие ей иконы в том числе.
Ой, опять всё дело в собственности! - воскликнут сейчас многие. Но вообще-то да, и в ней тоже. Ведь вам наверное не очень понравится, если вас выселят на улицу, а вашу квартиру объявят достоянием человечества или заставят есть руками, а все ложки и вилки заберут с целью показа в музее? А именно это произошло с Церковью в 20 веке в России в ходе так называемой автором специализации. Ну да ладно, сейчас не об этом, тем более это не вина музейных сотрудников, что их искусственно сделали врагами Церкви.
"А храмы - людям"
В России действительно множество церквей-музеев, где главным распорядителем является Церковь или осуществляет свою деятельность на праве бессрочного пользования, но успешно и плодотворно сотрудничает с музейным сообществом, готовит собственные кадры в области музейного дела, реставрации и сохранения памятников. Это любимый мной Владимирский Собор в Санкт-Петербурге, Успенский Собор во Владимире и многие другие. Это замечательные примеры совместных действий Церкви и музеев по сохранению памятников истории и архитектуры без отрыва от их реального назначения. В пользовании Церкви на сегодняшний день находятся тысячи экспонатов и памятников истории, требующих бережного отношения, сохранения и реставрации. И 99,9% из них ничего не угрожает. Та же упомянутая автором Владимирская икона Божьей матери сохранялась Церковью в течение более чем полтысячи лет. И уверен, что будет сохраняться и дальше в храме при музее. Уж Церковь иконы не продаст тихонько их хранилищ, как это не редко случается с уникальными памятниками истории в музеях.
Что касается упомянутым автором «освящённая копия-список в меру и подобие образа полностью заменяет икону древнего письма», то мне не удалось найти именно канона, может что и пропустил, не спорю. Но это в общем-то цитата от Дудочкина Бориса Николаевича (заведующий научно-вспомогательным отделом Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева (ЦМиАР), секретарь Ученого совета ЦМиАР), который ну никак канонистом не является.
Дудочкин прячется за искусством
Что касается действительно существующей практики делания списков и их почитания, то это либо не правильное понимание смысла изготовления списков, либо намеренное искажение с целью создать ощущение ненужности и не почитаемости тех икон с которых списки делали.
Во-первых, до конца 19 века никаких музейных технологий, вакуумных упаковок хранения икон и так далее не существовало, как и самих четных и бескорыстных музейных работников, которые стремились бы сохранить церковное достояние. Поэтому да, некоторые иконы были утеряны. Не потому что всем плевать, а потому что способов сохранить не было. Сжигание при этом и отправление по воде не обряд, а благочестивый способ уничтожения любого освящённого объекта. Просто выкинуть на помойку Церковь иконы не может. Это не благочестиво. И церковные сараи хранения это для того, что и выкинуть вроде бы как жалко и что сохранить уже нельзя. Иконы в хорошем состоянии ни кто туда не убирал. Во-вторых, многие, самые почитаемые иконы всё-таки пытались сохранить и реставрировать. Думаю автор в курсе того, что Троица Рублёва впервые была реставрирована, пусть и не очень удачно, в 1905 году по заказу Троице-Сергиевой Лавры. В-третьих, списки иногда делали что бы "не таскать" из города в город иконы. В том числе явно и из опасения их повредить.
Если проводить аналогии с врачами и пациентами, как автор, то Церковь - это любящий родитель. И родители бывают разные, бывают и дурные, которые пациентов в реанимации могут начать колбасой кормить. Но и врачи, к сожалению, бывают разные, в том числе те, которые пролежни организуют от невнимания к пациентам и сводят в могилу пациентов не смотря на казалось бы имеющуюся уголовную ответственность за это. Врачи в большинстве своём всё-таки худо-бедно делают свою работу, ни кто не спорит. Но они к пациентам бездушны. Для них это просто работа. Шансов, что любящий родитель продаст сына на органы сильно меньше, чем то, что это сделает бездушный врач. Бездушный врач запросто оттяпает ногу пациенту для сохранения жизни, как это сделали в Третьяковке с той же Троицей, оттяпав мешающую срастись щели щепку. Родителю конечно такое сделать труднее. и даже дать на это согласие. Но трудно родителей за это винить. Поэтому сохранением должны заниматься врачи. А вот следить, что бы лишнего врачи не оттяпали - родители.
Мне кажется наиболее оптимальной форма существования в которой родители пациента и врачи взаимодействуют. Если пациенту жизненно необходимо находиться в стационаре и организовать его прибывание дома попусту невозможно, то что же - бывает и так. Но в большинстве случаев пациентам находиться дома в окружении любящих людей всё-так полезнее. А врачи...действия врачей тоже надо контролировать. Для реставраторов икона это именно, что просто работа..., а для нас святыня. Нам её сохранение важнее. И когда от нас её запирают в запасник, как если бы заперли сына от родителей, запретив даже смотреть на него, не то, что прикоснутся к нему губами, обратиться к нему - это как ножом по сердцу.
Автор этого не понимает или намеренно искажает.
Ну и даже если не о верующих людях говорить. Лично мне гораздо интереснее изучать историю в движении. Заходить в здание чиновничьего управления 19 века, где и сейчас сидят чиновники. Входить в бывшее здание народной милиции и жандармерии и оставлять там заявление полицейскому. И да, входить в задние храма, как в храм и наблюдать там церковную службу. Может я один такой? Тогда почему всякие исторические музеи с реконструкциями прошлых событий так популярны?
|
</> |