Почему Иисус – именно Бог?
dmitrievskiy — 04.12.2020Вот уже который день и век, многие люди, с настойчивостью одержимых, стараются доказать миру, что Иисус - не Бог. В их понимании он был революционером, философом, религиозным лидером, пророком, даже первым топ-менеджером планеты, кем угодно, но только не Богом.
В подавляющем большинстве случаев за этими изысканиями стоит элементарное незнание «предмета», в некоторых вариантах – тенденциозное (частичное, неполное) толкование фактов его жизни, и почти всегда просматривается желание потоптаться рядом с тем, кто уже на протяжении двух тысячелетий является центром притяжения духовно активной части человечества.
В разговоре о Божественной сущности и миссии Иисуса, мы осознанно не будем касаться так называемых чудес, чтобы не переводить разговор в плоскость подтверждения или отрицания событий произошедших две тысячи лет назад, но попробуем коснуться смыслов, которые, на наш взгляд не могли возникнуть в социальной, культурной или религиозной жизни нашей цивилизации естественным, то есть эволюционным путем, а также, которые не могли быть озвучены просто человеком пусть даже с самым высоким духовным статусом.
1. Бог - любящая сущность.
Мы можем взять за основу любую религиозную традицию и рассмотреть представление о Боге, как оно зарождалось, формировалось и развивалось.
Даже без проведения глубокого сравнительного анализа, можно с уверенностью сказать, что во всех основных монотеистических концепциях Бог обладает рядом общих качеств и общепринятых свойств.
Бог всегда и у всех находится за пределами воспринимаемой нами реальности (трансцендентность Бога). Он не живет в соседнем доме, не обитает на самой высокой горе или в самой глубокой расщелине мирового океана. Бог всегда «над нами» и обязательно является источником «всего»; он всемогущ, всесилен, для него нет невозможного, он все знает, от него не спрятаться – не скрыться; он вершит судьбы всего мира и каждого отдельного человека. Он обязательно выносит оценочные суждения по поводу продолжения жизни своих созданий и эти суждения если и предсказуемы, то только отчасти.
Дальше мы можем выписать несколько вариантов различения степени лояльности Творца к своему творению, от жестокого Господина до справедливого и мудрого правителя - Царя.
Достаточно точной иллюстрацией трансформации человеческих представлений о Боге, несомненно, является Ветхозаветная часть Библии (см. пост «Библия, что не так?»).
При этом, не только в Христианской традиции, Бог являлся независимым и самосущным властителем, ревнителем, царем и судьей, и, как уже было сказано, находящимся за пределами реальности сотворенного им мира.
Собственно, ничего другого человеческий разум придумать и не мог: «эволюция всегда делает Бога человекоподобным».
За несколько поколений до воплощения Иисуса, поздние еврейские пророки совершили определенный прорыв в представлении о Боге, у них Он стал «отцом», но по известным причинам, отцом исключительно одного народа Израэля.
«…ибо Я – отец Израилю…» (Иер. 31.9)
Иисус разрушает этот националистический забор; у него Бог является не чьим-то Отцом, Он Отец всех, а не только «правильно» верующих в Него.
Однако, такое обобщение можно объяснить динамично развивающейся в еврейской среде концепцией монотеизма, но Иисус идет дальше и берется утверждать, что Бог, это не «отец – начальник», который может осерчать, а может и простить (не просто так, а за жертву); не гневливый счетовод, подбивающий баланс греховных поступков и праведных дел, Он заботливый, преданный и спасающий родитель.
У Иисуса Бог, как любой Отец, не может не любить своих детей, другими словами, ничем не обусловленная любовь Бога является Его единственно возможным отношением к своим созданиям – детям; а с учетом неизменности Бога, как одного из основных атрибутов, то любовь Его не может измениться и трансформироваться во что иное, во что-то небожественное, в «то», что может не любить человека.
«Любовь долго терпит, милосердствует … не гордится, не бесчинствует … не раздражается, не мыслит зла … все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает…». (Кор. 1, 13, 4-8).
Бог не просто проявляет любовь к человеку, он есть суть любовь: «Бог есть любовь». (1 Ин.4.16).
Только Иисус, как Бог мог абстрагироваться от человеческого страха перед чем-то довлеющее высоким, и призывать нас не только не бояться, но верить и доверять Источнику вселенской любви и милосердия.
Только Бог мог рассказать человеку о том, что любовь в Небесной семье основывается на любви к каждому её члену, и только Бог, проживая жизнь во плоти, мог буквально показать, как Отец служит своей Небесной семье, так же как Иисус служил своей земной семье, семье своих апостолов и всему человечеству.
До Иисуса такого понимания любящего характера отношений Бога к человеку не было и быть не могло. Так определить его мог только тот, кто является выражением этой любви, - сын Бога и Сын человеческий.
«Все мы дети одного Отца, поэтому все мы братья» — это Евангелие Иисуса.
В человеческом представление Бог олицетворяет верховную власть и высшее управление, в божественном представлении Он Отец - любящая сущность, и именно такое представление о Боге раскрыл нам своей жизнью Иисус Назарянин.
«Видевший меня, видел Отца» (Ин.14. 9).
Его обращения к людям: «…дети мои…братья мои…друзья мои…», - навсегда определили семейный характер отношений Создателя к своему созданию, Бога к человеку.
Бог наш Отец, Бог наш брат и наш друг, - такое мог заявить только Бог.
Далее по пятницам:
- Сверхчеловеческое и космическое привнесение в человеческую нравственность. Заповеди.
- Царство Бога как общность, как опыт и как духовное присутствие.
- Не судите Бога в другом человеке. Новая концепция спасения.
Философские беседы. Разговор на самые важные темы.
Добавить в друзья в ЖЖ
|
</> |