Почему хамство в сфере услуг становится нормой?

В последнее время стала замечать, что в торговой сети продавцы, кассиры могут хамить вам, без всяких угрызений совести, и страха быть наказанными.
Хамят не только в сетях магазинов эконом класса, на грубость можно нарваться и в приличном супермаркете, в Сбербанке, в салонах связи, в поликлинике, в ресторане, в кафе и т.д и т.п. При этом, у нас потребителей, практически, нет никаких методов борьбы с хамством и плохим обслуживанием. Записи в книге жалоб и предложений не рассматриваются, знаю на личном опыте.
Чтобы не
быть голословной приведу два недавних эпизода отвратительного
обслуживания и хамства.
Мы с подругой зашли в итальянское кафе, где нередко бываем.
Заказали
себе еду, я заказала пасту Феттучини с белыми грибами, принесли
заказ. Я обратила внимания, что в пасте грибов практически нет,
попробовала, паста была уже остывшей, грибов не наблюдалась,
чувствовался только лук. Я стала возмущаться, подруга пригласила
администратора. Подошла барышня администратор, я ей сказала, может
у меня со зрением, не всё в порядке, покажите, где в пасте белые
грибы?
Переворошив
содержимое тарелки, мы всё же обнаружили
четыре кусочка белых грибов. Хочу сказать, что это блюдо не из
разряда дешёвых, и я не однажды его заказывала, прекрасно знаю, как
оно выглядит, это и возмутило. Администратор, вместо извинений,
заняла позицию повара, мы попросили принести технологическую карту,
посмотрели калькуляцию, нарушение технологии было налицо.
Администратор сказала, ну ладно, мы не возьмём с вас за него плату.
Сказать честно, это стало последней каплей терпения, мы попросили
жалобную книгу. Я написала жалобу, оставила
номер телефона, домашний адрес и попросила ответить в письменной
форме о принятых мерах. Думаете, мне написали или позвонили,
увы…..
Буквально вчера вот такая ситуация.
В Сбербанке
скопилась очередь, обслуживали всего лишь в двух окошках, четыре не
работали. Народ стал возмущаться, служащая банка
в зале, объяснила, что вышли из строя два компьютера, а в двух
других окнах не обслуживают, потому что люди обедают. Не буду
описывать подробностей возмущения очередников, вы и сами понимаете,
как это бывает. Попросили книгу жалоб, оказалось, что в банке
таковой не имеется. Пригласили руководителя выйти в зал, ответили,
что на совещании. Стали звонить по общему номеру Сбербанка, чтобы
сказать о плохой работе отделения, там постоянно
занято.
Все
возможные варианты были исчерпаны, кто-то ушёл, а оставшимся
пришлось терпеливо ждать очереди.
Скажите, как противодействовать плохому обслуживанию и хамству?
Понимаю, что подобные случаи, можно оправдать маленькой зарплатой, плохим настроением тех, кто хамит, отсутствием культуры и массой причин. Выходит, что обслуживание высокого уровня можно получить только в супермаркетах класса премиум, таких как - Глобус гурмэ, Азбука Вкуса, коммерческих поликлиниках, коммерческих банках, там, где космические цены и немногим по карману. А основной массе народа принять отсутствие культуры обслуживания и хамство, как должное? Как вы считаете?