Почему фильм "Завтрак у Тиффани" лучше книги
vad_nes — 11.10.2023«Завтрак у Тиффани» это, наверное, лучший фильм из тех, что стоит по(пере)смотреть, когда тоска грызет печень.
В нем есть два несомненных плюса – гениальный сценарий и гениальная героиня.
С героиней-то все понятно, я еще на «Моей прекрасной леди» с удивлением осознал, что Одри Хепбёрн вовсе не «мимимишная мордашка всех времен и народов», а очень крутая актриса, у которой убойная красота сочетается с масштабным актерским талантом.
Вообще, красотки крайне редко становятся крутыми актрисами с широким диапазоном - практически никогда не становятся, если честно. Просто актрисе необходимо понимать то, что она играет, а красоток жизнь обычно балует, поэтому жизненный опыт у них небогат. Хепбёрн, наверное, помогли голодная в буквальном смысле слова молодость и вонючие "утки" в госпитале, где она работала санитаркой.
Ладно, я отвлекся, бог с ней, с красотой, Одри это Одри, а в «Тиффани» - лучшая ее роль. Я тогда на впечатлении пересмотрел почти все ее картины, и ничего сопоставимого предсказуемо не обнаружил – чудес много не бывает.
Теперь про сценарий. Я не буду говорить про то, что сценарий сделан так, что понятен и близок (что труднее) любому дураку, а не только «искушенной публике». Умолчу про почти утраченный уровень качества работы, про цепочку эпизодов, перетекающих один в другой безо всякой возможности изъятия – потому что в каждом спрятан свой элемент пазла, который сложится ближе к концу. Даже про юмор, который уделывает все сегодняшние «комедии» как Феррари велосипед - умолчу.
Я о другом.
В процессе просмотра фильмов 50-60-х я сделал занятное наблюдение – почти все приличные фильмы тех лет делались на литературной основе. Теперь, конечно, эта практика утрачена, и всем понятно – почему. Хотя бы потому, что рассказов теперь почти не пишут, а кино может экранизировать только рассказ, даже повесть – это уже формат не полного метра, а сериала.
И здесь второе замечание – многие успевшие с рецензиями раньше меня (благо это было нетрудно) высказывают мысль, что книга круче фильма, потому что одноименный рассказ Трумена Капоте.обошелся без сопливого хэппи-энда.
А я скажу – ну и дураки же вы все.
На самом деле сценарий к фильму идеально перекомпоновал эпизоды книги и именно поэтому фильм - шедевр, а книгу давно помнят только как приложение к нему.
Если коротко, то мир, в котором мы живем, довольно хреновый. Именно поэтому самый необходимый человечеству продукт в этом не лучшем из миров - надежда.
Рассказ Трумена Капоте очень точный и правдивый, но после него хочется пойти в зимний лес с елками и удавиться, а после фильма хочется жить.
При этом фильм сохранил искренность книги и добавил к правде рассказа очень важную вещь. Счастливая (или, по крайней мере, оптимистическая) концовка фильма напоминает об очень верной, хотя и часто забываемой истине: даже если ты уже поломал в своей жизни все, что мог - никогда не поздно начать все исправлять.
Если, конечно, ты САМ постараешься. Очень сильно постараешься - прям в предел.
Тут мне с задних рядов кричат, что забыт непременный атрибут рецензии: объяснение для ленивых «про что фильм-то». Докладываю – фильм про то, как один чмошный альфонс, въехав в новую съемную хату, обнаружил у себя в соседках убитую на всю голову женщину не самого тяжелого поведения. Как эта притягивающая мужчин женщина по ходу дела оказалась акулой, которая таких лохов кушанькает на завтрак. И как эта акула почему-то не стала откусывать лошарику голову, а неожидано для самой себя пожалела его - со всеми вытекающими последствиями...
И еще там есть котик без имени, длинный мундштук, песня «Moon River» в халате на лестничной клетке, маленькое черное платье и фраза «Не обращай внимания, они воры».