Почему даже самые мощные фортификации не всегда работают

топ 100 блогов nathoncharova08.07.2025
Почему даже самые мощные фортификации не всегда работают
Ставка на каменные стены делалась на протяжении тысячелетий: если не справлялась армия, за дело брались башни, валы и рвы. Огромные оборонительные сооружения возводили с такой тщательностью, будто они были не временными укреплениями, а символами вечной неуязвимости. В истории хватает примеров, когда эти монументы безопасности оказывались беспомощными, причём не только из-за технических просчётов, но и потому, что в дело вовремя не включался здравый смысл.

1. Грандиозная, но бесполезная Великая китайская стена
Почему даже самые мощные фортификации не всегда работают
Великая китайская стена.

История началась в III веке до нашей эры, когда Ин Чжэн приказал соединить разрозненные крепости на северных рубежах, чтобы сдержать набеги кочевников. Позже стену неоднократно достраивали, особенно в эпоху Мин, а итоговый масштаб впечатляет даже по современным меркам: более 21 тысячи километров укреплений с учётом естественных преград, до 9 метров в высоту, тысячи сторожевых башен и опорных пунктов. В некоторых местах ширина позволяла передвигаться кавалерии, что делало её не только барьером, но и частью военной логистики.
Почему даже самые мощные фортификации не всегда работают
Великая китайская стена.

Несмотря на размеры, стена не справилась со своей главной задачей. Завоеватели проходили её без особых проблем: порой в лоб, через слабо охраняемые участки, а чаще обходными путями. В ряде случаев гарнизоны попросту подкупались. Манчжуры, монголы, джурчжэни — все они оказывались по ту сторону стены, не задерживаясь у её подножия. В итоге гигантское сооружение стало памятником человеческому упрямству и туристическим объектом с сомнительным боевым прошлым.

2. Забытая линия обороны Анастасиева стена
Почему даже самые мощные фортификации не всегда работают
Анастасиева стена.

Когда в V веке римская традиция обороны перешла к Византии, император Анастасий I решил обезопасить столицу не только мощными стенами, но и внешним рубежом. Так появилась линия укреплений длиной почти 50 километров, пересекавшая Фракию от Чёрного до Мраморного моря. Расчёт был прост: если враг направится к Константинополю, пусть сначала столкнётся с этой преградой.
Почему даже самые мощные фортификации не всегда работают
Стены Константинополя.

Идея довольно быстро треснула по всем швам. На защиту такого расстояния просто не хватало людей, даже у густонаселённого мегаполиса того времени. Военные рассредоточивались по большой территории, а на периферии крепости и вовсе пустовали. Нападающие без труда проходили вперёд, а сама стена со временем разрушалась и растаскивалась местными жителями на строительные материалы. К VII веку о ней почти не вспоминали, от стены остались лишь фрагменты в виде обломков и странных рельефных изгибов в ландшафте пригородов Стамбула.

3. Формальный Вал Адриана
Почему даже самые мощные фортификации не всегда работают
Вал Адриана.

В 122 году нашей эры император Адриан прибыл в Британию и распорядился возвести сплошной оборонительный вал от побережья до побережья. Почти 120 километров стены, рвов, фортов и ворот предназначались для сдерживания нападений северных племён и обозначения границ империи.
Почему даже самые мощные фортификации не всегда работают
Вал Адриана.

Вот только реальность оказалась гораздо сложнее. Пикты не особенно церемонились с этим инженерным проектом и успешно находили обходные пути. Люди и грузы проходили через незакрытые участки, а иногда через ворота при участии прикормленных легионеров. Вал выполнял скорее административную и символическую функцию: он позволял римлянам контролировать движение, собирать пошлины и следить за торговлей. После ухода римских войск оборонительное значение вала окончательно исчезло. Уже в Средние века его начали разбирать на камень для хозяйственных нужд.

4. Уязвимая крепость Эбен-Эмаэль
Почему даже самые мощные фортификации не всегда работают
Крепость Эбен-Эмаэль.

К началу Второй мировой войны бельгийский форт Эбен-Эмаэль считался образцом непреодолимой фортификации. Современное бетонное сооружение с артиллерийскими дотами, подземными ходами и внушительными запасами снарядов было рассчитано на отражение почти любого вторжения на земле. При этом с воздуха его прикрывали всего четыре пулемёта.
Почему даже самые мощные фортификации не всегда работают
Тоннели крепости Эбен-Эмаэль.

10 мая 1940 года немцы провели операцию, не имевшую аналогов: 78 парашютистов прибыли на бесшумных планёрах DFS 230 и высадились прямо на крышу форта. В течение нескольких часов они уничтожили артиллерийские башни кумулятивными зарядами, заблокировали выходы и подавили сопротивление. Командование, оказавшись в изоляции, капитулировало менее чем через сутки. Фортификационный комплекс, считавшийся надёжным щитом на границе, пал практически без боя.

5. Дорогая, надёжная и бессмысленная Линия Мажино
Почему даже самые мощные фортификации не всегда работают
Линия Мажино.

После Первой мировой войны Франция решила перестраховаться и вложила огромные средства в создание линии укреплений, предназначенной для сдерживания агрессии со стороны Германии. От Швейцарии до Люксембурга тянулись бетонные казематы, бункеры, артиллерийские точки и разветвлённые подземные тоннели. Комплекс считался эталоном инженерной мысли своего времени.
Почему даже самые мощные фортификации не всегда работают
Линия Мажино.

Когда в мае 1940 года началось немецкое наступление, выяснилось, что штурмовать линию в планы противника не входило. Вермахт обошёл укрепления через Бельгию по тому же маршруту, что и в 1914 году. Северные участки линии были построены слабо, а южные, где сосредоточились основные силы, оказались вне зоны активных боёв. Французские части, запертые в укреплениях, потеряли связь с фронтом и деморализовались. Сам комплекс не был слабым, он просто находился не там, где реально разворачивались события.

6. Большой и бесполезный Атлантический вал
Почему даже самые мощные фортификации не всегда работают
Атлантический вал.

Оборонительные планы нацистской Германии в 1940-х годах приобрели масштабный размах. Вдоль западного побережья Европы появился Атлантический вал — более 5 000 километров оборонительных сооружений от французской границы до норвежских скал. ДОТы, минные поля, бетонные бункеры, артиллерийские батареи и заграждения создавались для отражения возможной высадки союзников.
Почему даже самые мощные фортификации не всегда работают
Атлантический вал.

6 июня 1944 года, в день начала операции «Оверлорд», выяснилось, что даже такая мощь не гарантирует защиты. Союзники прорвали оборону в первый же день, высадившись на пяти пляжах, и лишь на участке «Омаха» немцы оказали серьёзное сопротивление. Большинство гарнизонов не успели отреагировать, а связь между подразделениями работала с перебоями. Стена из бетона и стали, построенная ценой четырёх лет работы, не выдержала первой организованной атаки.

7. Не оправдавшая себя Линия Маннергейма
Почему даже самые мощные фортификации не всегда работают
Линия Маннергейма.

Финляндия начала возводить линию укреплений на Карельском перешейке ещё в 1920-х, она включала бетонные ДОТы, пулемётные гнёзда, минные поля и лесные заграждения. Внешне линия выглядела мощно, но большая часть объектов находилась в разной степени готовности, а оснащение оставалось слабым.
Почему даже самые мощные фортификации не всегда работают
Линия Маннергейма.

Когда в ноябре 1939 года началась советско-финская война, линия выдержала первый удар, но к февралю 1940 года Красная армия, получившая солидный боевой опыт, начала точечные прорывы, и за несколько недель были преодолены ключевые участки. Несмотря на стойкость финнов, линия оказалась фрагментарной и не соответствовала масштабам наступления. Даже героизм защитников не смог компенсировать нехватку техники, ресурсов и глубины обороны.
источник

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
#пятничныекотики ...
Читаю ленту. Народ недоволен что "унылое солнце 2"  везут на Оскар.... А вдруг оно возьмёт Оскар? Честно говоря, я бы желал такого:) Подлить масла в огонь элитосрача - это святое дело. Вот бы была поебень в творческих кругах:))) Никита бы всех в дерьме ...
© REUTERS/Глеб Гаранич 17.03.2011, Украина | Вчера на Неделе моды в Киеве дизайнер Олексий Залевский показал свою новую коллекцию на осень-зиму 2011-2012. ...
В прошлый раз мы вывели интерполяцию движений на плоскости через некоммутирующие дуальные комплексные числа . По сути, берём конечное положение, делим на начальное, от получившегося частного берём логарифм (он для этих чисел берётся довольно просто), и делим на необходимое число шагов. ...
Амфибия ... на рельсах БАД-2. Пушечный железнодорожно-плавающий бронеавтомобиль инженера Н.Обухова завода "Большевик" ...