Почему цена нефти падает, а бензин дорожает?
hueviebin1 — 04.03.2016Уверен, вы хоть раз задумывались: почему бензин в России так дорог? Некоторые считают, что дело в коррупции. Но ведь сразу же возникает вопрос: почему в Норвегии, где с демократией все ОК, а коррупции нет, цена бензина самая высокая в мире – $1,63 против наших $0,48?
Ситуация тем более удивительна, что Норвегия – крупный нефтедобытчик и нефтеэкспортер. Странная складывается картина: в ЕС, куда норвежцы поставляют нефть, заправить железного коня стоит вдвое дешевле!
Причина кроется в том, что уровень демократии никакого влияния на розничные цены на автотопливо не оказывает. В Саудовской Аравии демократии вообще нет, однако бензин вдвое дешевле, чем в РФ. А самый дешевый бензин -$0,22 – в Венесуэле. Я больше скажу - какой бы рыночной ни была экономика, рынок практически никак не влияет на стоимость бензина. Определяющий фактор – действующая в стране налоговая система.
То есть по факту розничную стоимость бензина диктует государство. На графике показана структура ценообразования автобензина в РФ. Достаточно одного взгляда на него, чтобы понять: даже если цена нефти упадет до нуля, бензин не сможет подешеветь более, чем на 6%.
Задумаемся над таким вопросом: какая цена бензина является «более лучшей» для экономики – низкая или высокая? Вот, скажем, в США механизм ценообразования более рыночный, поэтому при дешевеющей нефти дешевеет и бензин, и авиационное топливо. Соответственно, люди больше ездят и летают. Дешевеют транспортные услуги, растут доходы в сфере транспортного сервиса. В общем для экономики США низкие цены на топливо – благо.
В США экономика на подъеме, собираемость налогов растет. Поэтому нефтяную отрасль власти могут поддерживать путем снижения налоговой нагрузки вплоть до нуля.
Вот другой пример – Венесуэлла. Здесь цена бензина самая низкая в мире. Почему же это не стимулирует рост экономики? Почему у них, наоборот, все плохо? Все дело в качестве госуправления и структуре экономики. Венесуэла – классический сырьевой придаток. И тамошнее правительство стоит перед непростым выбором: если «отпустить» цены на топливо – народ взбунтуется. А чтобы удерживать цены, нужно тратить бюджетные деньги, что влечет за собой свертывание социальных программ, а оное, опять же, провоцирует бунт.
Скажем, в развитых странах повсеместно высокие цены на энергоносители вообще и на бензин в частности. Исключение в этом ряду только одно – США. Высокоразвитые страны сознательно формируют свою налоговую систему так, чтобы стимулировать развитие альтернативной энергетики, энергосберегающих технологий. Развивающимся странам с преимущественно аграрной экономикой низкие цены на бензин обеспечивают большую конкурентоспособность, поскольку на рынок они поставляют низкопередельную энергоемкую продукцию. А если речь о социальном аспекте, то тут скажу так: я бы предпочел покупать бензин по самой высокой в мире норвежской цене, получая норвежскую зарплату, нежели радоваться почти бесплатному венесуэльскому бензину, имея фигу в кармане.
Кстати, а какой процент венесуэльцев владеет личным автотранспортом? Вот тут joeck-12 приводит статистику: 110 авто на 1000 человек. В общем-то не так уж и много, в РФ – 156. Лидер – США с 765 автомобилями на 1000 человек (то есть чуть более чем по одной машине на каждого взрослого человека).
Так вот, стоит ли нам в России надеяться на удешевление бензина? Однозначно – нет. Более того, цена, которая по мировым меркам сейчас низка, будет только расти (к сожалению, это никоим образом не свидетельствует о переходе РФ в разряд высокоразвитых стран, где бензин дорогой). С 1 апреля правительство повышает акциз на бензин разных классов, рассчитывая таким образом собрать с населения дополнительно почти 90 млрд руб.
Что же делать простым смертным? Мой ответ прост и беспощаден – ЭКОНОМИТЬ. Лично я экономлю. Так уж приучен. При этом не стоит путать понятия «экономия» и «отказывать себе во всем». Я как раз для того и экономлю, чтобы ни в чем себе не отказывать. Готов поделиться опытом.
Мы, за годы вождения наездили где-то 89 тыс. км. Авто довольно прожорливое – средний расход 11 л на 100 км. В основном, передвигаемся по городу и на дачу к родственникам по забитым пригородам со всеми вытекающими. Следовательно в сегодняшних ценах за все время из семейного бюджета на топливо было потрачено 332 тыс. руб., то есть в месяц в среднем в выхлопную трубу вылетает 4.600 целковых.
Топливную карту я купил жене только в прошлом году. Выбор стоял между двумя операторами – «ЛУКойл» и «Газпромнефть». Выбор свой остановил я на карте «Газпромнефть». По правде говоря, выбора вообще не было, потому что там, где мы обычно заправляемся, (возле дома или на выезде из города в сторону дачи) в общей сложности из 11 АЗС. 5 из них принадлежат «Газпромнефти», 2 – «ЛУКойлу» и еще 4 какие-то хрен знает какие. «Ноунейм», короче. При этом газпромовские заправки обладают большей пропускной способностью, поэтому очередей там не замечено ни разу.
Покупать одновременно две карты двух разных операторов смысла нет. Про качество бензина тоже ничего не скажу, не понимаю в этом нифига. Будем считать, что качество топлива везде на высоте. Цены на бензин у конкурентов абсолютно одинаковы. Вопрос в том, кто дает большую скидку. Системы начисления баллов и бонусов у всех разные, но, если грубо привести их к общему знаменателю, то получается следующая картина: «ЛУКойл» дает скидку 2%, «Газпромнефть» - в среднем 4%. Максимум – 5%, но это надо получить «платиновый» статус, который мне не светит. Начальный «серебряный» статус обеспечивает скидку в 3%. Так что «ЛУКойл» пролетает.
Правда, у «ЛУКойла» топливные карты выдаются совершенно бесплатно, но это уже не имеет никакого значения. А вот «Газпромнефть» свои топливные карты продает. При этом еще зачем-то оправдываются. Вот только зачем оправдываться, если за каких-то два месяца уже продано миллион карт, а за год выплачено 6 млрд. рублей бонусами! Я купил их карту по предновогодней акции за 150 руб., но это уже не имеет значения – при среднемесячных тратах на бензин в 4.600 руб. экономия составляет 180 руб. в месяц, так что покупка ее окупилась в первый же месяц. К тому же вместе с картой я получил бесплатную флешку – пустячок, а приятно.
Единственное, о чем остается сожалеть, так это о том, что я слишком поздно обратил внимание на эту возможность сэкономить. Ежели высчитать 4% от 332 тыс. руб. – так за 6 лет накапало бы более 13 тыс. руб., а это уже как бы не такой уж и пустячок. Впрочем, я не уверен, что 6 лет назад система лояльности у «Газпромнефти существовала.
Ах да, забыл самое главное. Так уж получилось, что единственный нормальный магазин рядом с дачей расположен как раз на АЗС «Газпромнефти» (чуть более 5 км). Киоск есть и в самом дачном обществе и в близлежащем поселке пара магазинов, но цены там чуток повыше. Даже на два чутка. Ко всему прочему мой сын стал фанатом горячего шоколада. Полагаю, его привлекает не столько сам горячий шоколад (дома он что-то не очень его пьет), сколько завораживает процесс покупки в автомате, но так или иначе, летом раз в три дня приходится ездить на газпромовскую заправку вовсе не за бензином, а за печенюшками, мороженым, кока-колой и этим самым горячим шоколадом. Поэтому среднемесячный чек летом почти вдвое превышает расходы на бензин. Но благодаря этому у нас «золотой» статус и скидка в 4%.
ВНИМАНИЕ! Поскольку данный текст не является рекламным, ответственности за достоверность приведенных цифр отсутствующий рекламодатель не несет. Прошу сотрудников маркетинговых отделов розничных топливных сетей не утруждать себя опровержением моих слов в комментариях : мол, мы самые крутые, у нас акция, скидки до 99%, мы дарим клиентам айфоны, а еще у нас широкий спектр сопутствующих услуг и прочее бла-бла-бла. Я описал свой глубоко субъективный опыт оптимизации семейного бюджета. Если кто-то хочет найти для себя более подходящий вариант – изучайте профильные сайты компаний. Если кто-то может предложить более эффективный вариант оптимизации – поделитесь.
|
</> |
Почему цена нефти падает, а бензин дорожает?
Оставить комментарий
Популярные посты:
Газета.Ru | Частные компании Турции готовы подать в суд на «Газпром» Газета.Ru Турецкие импортеры российского газа готовы обратиться в арбитраж с жалобой на «Газпром», который, по их словам, сначала потребовал больше платить за газ, а после отказа начал сокращать поставки. Политологи предупреждают, что, если «Газпром» продолжит давить, ... Турецкие газовые компании пригрозили «Газпрому» обращением в арбитраж Турецкие газовые компании собираются подать в суд на «Газпром» Турецкие компании начали готовиться к судебным тяжбам с «Газпромом» |
РИА Новости | "Газпром" в январе-феврале поставил в Европу 29,3 млрд кубов газа РИА Новости По итогам 2015 года "Газпром" увеличил экспорт газа в дальнее зарубежье на 8% — до 159,4 миллиарда кубометров. Объем поставок в Германию за 2015 год вырос на 17,1%, составив рекордные 45,3 миллиарда кубометров, в Италию — увеличился на 12,6%, во Францию — на 36,8%, ... "Газпром" в январе-феврале поставил в дальнее зарубежье 29,3 млрд куб. м газа «Газпром» за два месяца увеличил поставки газа в Европу на 8,4 млрд куб. м «Газпром» за два месяца увеличил экспорт газа в дальнее зарубежье на 40 процентов |
Ведомости | «Газпром» получит 2 млрд евро кредита у Bank of China Ведомости «Газпром» и Bank of China Limited заключили соглашение о предоставлении кредита в размере 2 млрд евро сроком на пять лет, сообщила в четверг российская компания. «В истории «Газпрома» это крупнейшая сделка по объему финансирования, привлеченного напрямую у одной ... «Газпром» получил в китайском банке рекордный кредит Экономика: Газпром переходит на китайское финансирование "Газпром" взял рекордный кредит у Китая |