Почему Америка по всему миру побеждает в борьбе за умы и сердца людей
vital_drobishev — 27.05.2024Как вы думаете, чем обусловлено практически единоличное господство США на мировой арене, и почему, несмотря на многочисленные попытки, догнать Штаты не может даже полуторамиллиардный Китай?
Первое, что приходит на ум, из-за экономического и технологического превосходства Соединенных Штатов, подкрепленных ультрасовременным вооружением. И вы, конечно, будете правы: в этих областях у США в мире конкурентов нет.
Но есть кое-что еще. Скажите, когда в последний раз вы смотрели какой-нибудь китайский фильм? Или слушали музыку какого-нибудь китайского исполнителя? Неподражаемая Ванесса Мэй не в счет – она британская китаянка.
Может, кто-нибудь из нас внимательно, с готовностью сидеть у телевизора до утра, следит за церемонией награждения лучших китайских фильмов? Впрочем, что я спрашиваю? Ведь подавляющему большинству даже неизвестно, существует ли вообще такая церемония!
Когда вы в последний раз были на концерте китайской рок-звезды, когда читали бестселлер китайского прозаика, когда ваши дети смотрели китайский мультик и фанатели от его героев?
Предвижу, что ответы на все эти вопросы будут неизменно отрицательными. Да, Китай фантастическими темпами развивает свои экономику и технологии, да, Поднебесная – это великая древняя культура, насыщенная поразительной философией, богатейшей культурой и величайшими открытиями, которые на века обогатили цивилизацию.
Но, положа руку на сердце, давайте честно себе признаемся – во всем, что касается современной культуры и шоу-бизнеса, Китай – это, увы, глубокая провинция.
Если мои аналогии покажутся кому-то некорректными или требующими принципиальных уточнений, рекомендую вспомнить, какую роль в исчезновении Советского Союза с политической карты мира сыграли Голливуд, Элвис Пресли, «Битлз» и джинсы.
Но вернемся к России.
Я лично прекрасно помню 90-е годы минувшего века. Это был период полного и абсолютного доминирования новой России на бескрайнем культурном пространстве бывшего СССР. Я имею в виду культуру в широком смысле – от кинематографа и музыки до повседневного образа жизни.
В тот период весь бывший Советский Союз был реально узурпирован вещанием российских телеканалов. НТВ и ОРТ, каналы поменьше, вроде РЕН ТВ и ТВЦ, считались в более отсталых постсоветских республиках вершиной развития и цивилизации. Изысканные ведущие, прекрасная графика, операторская работа, режиссура, блеск и совершенство студий, из которых на публику выходили ведущие развлекательных программ, а также их красавицы-участницы и джентльмены-участники.
Все это выглядело в те годы недосягаемой вершиной телевизионного искусства. Взять тогда интервью у Леонида Парфенова или Светланы Сорокиной считалось честью для любого грузинского или киргизского журналиста.
А громивший все подряд российский шоу-бизнес, в котором явно невысокое музыкальное качество компенсировалось умело поставленным светом, яркими спецэффектами и профессионально оформленным звуком! В условиях убогой, серой жизни тогдашних постсоветских государств, концерты суперзвезд российской попсы производили на местную публику такое же неизгладимое впечатление, как наряды испанских конкистадоров на инков и ацтеков.
Восторженная публика бывших советских окраин воспринимала российских актеров, музыкантов, певцов, писателей и поэтов, как самых дорогих гостей, как представителей большого и цивилизованного мира, почтивших своим августейшим присутствием маленьких, ничего в жизни не видевших аборигенов.
С той поры прошло много лет, ситуация кардинально изменилась, а влияние российской культуры в ее современном понимании резко пошло на убыль, если сохранилось вообще.
Сегодня вряд ли у кого-то повернется язык охарактеризовать содержание программ российского телевидение словами, которые в переводе не означали бы "гадость", "мерзость" или в лучшем случае "пошлость".
Русская попса также заняла с годами свою естественную нишу, превратившись в музыку для таксистов, рыночных торговцев и пьяных гостей в ресторанах. Если в 90-е года, к примеру грузинская молодежь заслушивалась песнями Анжелики Варум, Ирины Аллегровой и Михаила Шуфутинского, то сегодня "творчество" этих раздутых от самодовольства, проплаченными журналистами звезд являются уделом необразованной деревенщины.
.Если в сегодняшней Грузии вы услышите где-нибудь русский шансон, то ищите поблизости либо ящики с яблоками, либо "поддатых" российских туристов.
Казалось бы, не так уж и много времени прошло, какие-то двадцать лет, а российская культура уже практически полностью утратила для граждан бывшего СССР былую привлекательность.
Сегодня для азербайджанцев, грузин или казахов (об Украине, понятно, и речи быть не может!) на российских подмостках нет ничего такого, чего бы не было на местных сценах.
Российские телесериалы с псевдогероикой времен Второй мировой, баллады о суровых следователях сталинской эпохи, боевики о противостоянии благородных бандитов и продажных ментов (или наоборот), а также бесконечные вариации на бессмертную тему "Золушки" давно уже заняли место на маргинальном поле.
Словом, выяснилось, что полубоги, завоевавшие в 90-е годы все постсоветское пространство, являются, в сущности, такими же провинциалами, как и все остальные. Просто российский рынок масштабнее, денег там большие и, соответственно, качество повыше…
Но это – о современной массовой культуре, ценность которой весьма сомнительна даже в её лучших образцах. Главная же проблема заключается в войне, на фоне которой девальвируются истинные, непреходящие ценности.
Когда невольно задаешься вопросом, а так ли хорошо творчество Федора Достоевского или, скажем, Льва Толстого, если часть народа, считающий этих писателей символами своей национальной культуры, либо совершают преступления, либо поддерживает вторжение в Украину, либо боится её осудить?
Как известно, СССР и РФ во все времена гордилась своей культурой. Возможно, даже слишком, выпячивая свою культурную аутентичность намного громче и претенциознее, чем, скажем, французы или англичане, у которых объективно на это куда больше прав.
Писатели, поэты, композиторы, живописцы всегда служили для россиян неиссякаемым источником повышения самооценки, а также одним из главных аргументов (после того, как развеялся миф о "второй армии мира", наверное, уже главный) в пользу того, что им "положено".
А рекламируемая на каждом углу "мягкая сила" России ограничивается сегодня, разве что, мультсериалом "Маша и медведь", заменившим России всю её политику по пропаганде русского языка и популяризации великой русской культуры.
Культурное превосходство – это не просто больше книг и фильмов, хороших и разных, это еще и власть над умами и сердцами людей.
Именно поэтому, пока дети во всем мире распевают переведенные на сотни языков американские песенки для маленьких, пока молодежь слушает американский поп, пока тинейджеры фанатеют от афроамериканских рэперов, а взрослые – от американских рок-групп и джазменов, мировому господству США ничего не угрожает.
Остается лишь констатировать, что Россия проигрывает борьбу за умы и сердца. Её проигрывают, даже несмотря на космическую разницу в масштабах личностей, и Филипп Киркоров, и Федор Михайлович Достоевский…
|
</> |