Побочный продукт

топ 100 блогов vad_nes18.09.2012 Раздражение, излившееся в процессе написания статьи

Сил моих больше нет! Пишу халтурку – статью про очередные изменения в поддержке отечественного кинематографа.

Кто-нибудь может мне объяснить – ЗАЧЕМ ПОДДЕРЖИВАТЬ ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ КИНЕМАТОГРАФ?

Я толерантен и покладист, я даже готов согласиться с поддержкой отечественного автопрома. В конце концов, вдруг война начнется, на наших плохих машинах хоть патроны до передовой довезут. Плохо и медленно, но довезут. Машины у нас плохие, но они хотя бы едут. А плохое кино снимать даже на войне смысла не имеет – оно просто не «поедет». Искусство, в отличие от промышленности, не может работать плохо или хорошо, оно просто или работает, или не работает.

Зачем его поддерживать? И эта поддержка за последние годы УТРОИЛАСЬ! Шесть с половиной миллиардов в прошлом году мы на это гуано спустили. Зачем?

Для престижа страны? Когда не только за рубежом, но и внутри страны над этой продукцией только ржут – это престижу никак не способствует.

По моему, все дело в подмене понятий. Руководство нашей страны – все-таки люди в возрасте за 30. И они просто еще не поняли, что то кино, которое они смотрели первые несколько десятков лет своей жизни, которое они любят, которого им жалко (и потому они дают на него деньги), и то кино, которое показывают сейчас в кинотеатрах – это ДВА РАЗНЫХ ЖАНРА.

Напомню, что на рубеже 80-90-х то, бывшее, кино умерло. Убило его массовое распространение видеомагнитофонов и прочей домашней кинотехники. Отныне и навсегда, чтобы посмотреть кино – не надо больше никуда идти. Надо взять видеокассету («сиди», «дивиди», «блюрей», далее везде) сунуть ее в штуковину и наслаждаться киносеансом дома, с самой что ни на есть удобной обстановке. С пивом в руке, туалетом под боком и женой под мышкой. Это не перебить ничем и никогда, поэтому старое, привычное нам кино – из кинотеатров ушло навсегда.

Ушло туда же. Туда же, к нам домой, в телевизор. Оно теперь называется «телесериалами», и там с «отечественным кинематографом» все хорошо. Он уверенно и непоколебимо доминирует. Там у нас другая проблема – там более качественная и несравненно более дорогая импортная продукция протиснуться не может, за слабым на нее спросом

Повторюсь, с «отечественным кинематографом в телевизоре» у нас все хорошо. Там лучшие сценаристы, лучшие режиссеры, лучшие актеры. Да, в подавляющем большинстве они плохие - ну какие уж есть. Других нема. Главное – что это абсолютно живой организм. Они там сами окупают собственное существование, ищут, пробуют, воруют у буржуев, выводят актеров из запоя, кидают сценаристов на деньги, и снимают, снимают, снимают фильмы. Просто по теории вероятностей из этого гумуса не может что-нибудь не вырасти. И действительно, в последние годы непозорные работы появляются все чаще и чаще.

Но это в телевизоре. Иное дело в кинотеатрами.

Вот в кинотеатрах у нас – абсолютная, тотальная и несдвигаемая ничем мертвечина.

В телевизор делают кино самые разные люди – бездари и таланты, умные и глупые, профессиональные и руки из жопы. Кино в кинотеатра делают только две категории людей – брезгующие телевизором гении и суетящиеся за доступ к кормушке любители пилить бюджет. Ничего живого они не производят и произвести не могут.

Вы скажете – ну это ты хватил! Есть же и успешные отечественные кинопроекты, которые не только окупаются, но и деньги приносят. Есть, да. «Елки», «Смешарики», «Яйца судьбы» и т.п. Но все это – все, целиком и полностью – либо перенос в кинотеатр успешных телепроектов, либо эксплуатация звезд, родившихся, выросших, и взошедших на небосклон в телевизоре. Это живое делится малостью жизненной силы с мертвечиной, зарабатывает денежку на другой площадке. Это вложение заработанного в телевизоре капитала на других площадках. Можно по городам с «творческим вечерами» чесать, можно фильм выпустить – и то, и другое есть лишь способ выдоить лишнюю денежку из завербованной в другом месте аудитории. Кино за все эти годы не изродило ничего, даже ни одного актера не сделало популярным.

Знаете, как описывают экономическую составляющую нашего кинопроизводства в закрытом документе те самые люди, которые и разрабатывали эту очередную реформу поддержки отечественного кино?

Документ, повторяюсь, был закрытым, поэтому описали они ее на редкость честно, я его процитирую целиком. Итак, пункт третий, «Экономика киноотрасли»:

«Отечественная киноотрасль остается полностью зависимой от средств государственной поддержки. Приток возвратных частных инвестиций в кинопроизводство отсутствует. Отечественные фильмы не являются инвестиционно привлекательными для частных инвесторов даже при условии, что они имеют относительно низкие бюджеты. Высокие риски кинопроектов сочетаются с низкой прозрачностью кинобизнеса и отсутствием современных инструментов финансирования и страхования кинопроцесса».

Что в переводе значит: «Мы живем, пока государство нас кормит. В тот день, когда вы перестанете нас кормить, мы сдохнем. Сразу же».

Прочитав вышеприведенный диагноз, любой врач, даже троечник, сразу же скажет – чего вы паритесь, больной давно мертв! Бросайте заниматься гальванизацией трупа, не надо через него постоянно ток пропускать, чтобы он дергался, живее он от этого не станет.

Возникает вопрос – почему в телевизоре наше кино не только выжило, но и всех вытеснило, в кинотеатрах – умерло?

Да именно потому, что в кинотеатрах давно уже показывают не кино, а совершенно другой жанр, которому забыли дать имя и по традиции тоже называют «кино». Они тезки, да.

Кинотеатры, как вы все в курсе, не умерли. Народ туда ходит. Не весь, правда, а исключительно тинейджеры. Возникает, правда, вопрос – а зачем туда ходить, если кино оттуда ушло в квартиры?

Ответ один – за ощущениями. Послушать, как самолет на город падает, на спецэффекты на большом экране посмотреть, и т.п. То, что в кинотеатрах называется «кино», на самом деле давно уже – аттракцион. Действо, единственное назначение которого – выгнать адреналин из надпочечников. Отсюда, кстати, и мощнейший прорыв 3D, который вообще-то был известен еще в 70-е, но тогда же благополучно и помер за невостребованностью. А вот для другого жанра, пришедшего на смену, оказался очень кстати. Бамц, бымц, и копье летит тебе прямо в морду. А все эти сюси-пуси, сложные вопросы и прочие попытки воздействовать на головной мозг, а не на вестибулярный аппарат, только раздражают – не за тем сюда шли. Отсюда, кстати, и исключительно тинэйджеры в качестве публики. Помнится, киношники друг-друга утешали – ничего, мол, пусть пока одни малолетки угрястые сидят – они скоро вырастут, народят детей и понесут нам денежки в двойном размере. Выросли. И в кинотеатры ходить тут же перестали. Для каждого жанра – своя аудитория. Ну не любят взрослые люди на цепных лодочках кататься, не для них это устройство.

Так вот – в жанре аттракциона нам Голливуд не переиграть никогда. По причинам, которые вчера очень емко изложил глава Ассоциации продюсеров кино и телевидения Сергей Сельянов: «Одна минута американского блокбастера стоит столько же, сколько российский фильм целиком. А бюджет их крупнобюджетного проекта равен всему объему государственной поддержки кинематографа в России». Да не будет у нас никогда сопоставимых по качеству аттракционов – у нас денег на них не хватит! Был единичный всплеск интереса, когда вышел «Ночной дозор» и все ходили поудивляться: «Надо же, как на настоящий похоже!». Но за пару лет быстро поняли, что всегда (и в единичных лучших случаях случае) будет только «похоже», потеряли интерес, и вновь обратились к оригиналам.

И все наши попытки дотировать отечественное кино – это примерно как поставить рядом с современными американскими горками допотопную деревянную карусельку и под методичный скрип работающего вхолостую механизма сокрушаться: «И почему к нам на карусельку никто не идет? А давайте теперь слоников развернем мордой с оленям, а еще в бюджете посребем, и лошадок сусальным золотом покроем! А если кто на отечественную карусель забредет – тому будет билет дотировать, тьфу – петушка на палочке вручать!». Веселись, мужичина.

Поэтому не надо соревноваться в строительстве атракционов. Есть отрасли, которые действительно жизненно важны для страны, но каруселька в их число не входит. И уж точно семь миллиардов она не стоит.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Ну что, дорогие мои ковчежане и случайно заглянувшие на огонек мимокрокодилы? Вот и промелькнул еще один год и Ортем Василич Соболь, больше известный как Ногосос или Рыжая Погремушка, отмечает сегодня очередной день своего рождения. Тащите сюда часы с фианитами, корабельную мебель и ...
Баристы бывают разные. Лучший, кого я встретила, это Савелий из "Душевно " на прТруда. Сейчас утро, он не работает. Приду вечером, чтоб выпить его кофе. Это же надо, как важны и подача и пропорции. Последний мой день в ...
Всех женщин с праздником! Благополучия, здоровья, любви!  Для нас этот день особенный. 8 марта 1968 года встретил свою любовь. Вот уже 57-й год вместе.  ...
Обидно, конечно же. Словакия (или Словения) - вечно путаю с имперских высот, страна с населением в пол-Москвы, вздула наших героев ногодрыжества и рукомашества. Лет сорок назад в таких случаях моя старенькая бабушка-малоросска говорила с чудесным малороссийским юмором: "Если ты не можешь ...
Про личные границы стало модно говорить, однако, многое из того, что говорится о личных границах, либо бесполезно, либо вредно. Некоторым представляется, что личные границы - это такая полоса, которая отделяет личность от всего остального мира. Внутри этой полосы - личность, сама по ...