Победа России в ралли «Дакар» как эхо прошлого и деградация настоящего
zloy_odessit — 18.01.2021
Экипаж российской команды «КамАЗ-Мастер» 18-й раз
победил в ралли «Дакар» в категории грузовиков. На эту победу
отреагировал даже президент РФ Владимир Путин, отметив, что:
“Продолжая триумфальную летопись предшественников, наша команда
вновь, в 18-й раз, выигрывает «Дакар», подтверждает высочайший
уровень профессионализма и лидерские качества”.
Все это, конечно же, звучало крайне бравурно и выглядело
весьма ура-патриотично, с элементами “величия” и прочей
пропагандисткой атрибутики современной России. Но, как всегда, в
этой истории есть одно, весьма существенное “НО”.
На сегодняшний день автомобильный завод в Набережных
Челнах является безусловным лидером и монополистом по производству
грузовых автомобилей в России. Но факт в том, что КамАЗ никогда
серийно не производил технику, созданную исключительно на мощностях
завода с нуля, от проектных набросков, до автомобиля в
железе.
Когда КамАЗ разворачивал свою производственную линию,
узнаваемую десятилетиями по характерным очертаниям, он использовал
разработку другого гиганта времен СССР – ЗиЛ. За основу тогда был
взят дизель, а на его базе, как сердце автомобиля и сконструирована
та база шасси, которая эксплуатируется уже 50 лет.
Речь идет о конструкции КамАЗ-5320, построенной на
основе перспективного семейства автомобилей ЗИЛ-170 (6×4) и ЗИЛ-175
(4×2). За прошедшие 50 лет специалисты из Набережных Челнов не
отошли ни на шаг от той базы, что им была передана ЗиЛовцами, разве
что, адаптируя их согласно требованиям времени. Пример тому не
только адаптация грузовика “КамАЗ-Мастер” под раллийные условия, но
и ветка с бронеавтомобилями серии “Тайфун-К”, “Торнадо” и БПМ-97
“Выстрел”, который и вовсе является немного осовремененной копией
старого советского БТР-40.
А буквально в начале этого месяца стало известно о том,
что перспективный и распиаренный проект нового шасси для российских
ракетоносцев “Платформа-О”, был признан провальным из-за
невозможности его реализации. Правда, за время развития
бесперспективного проекта было освоено 10 миллиардов бюджетных
средств, что нельзя назвать совсем уж плохим
результатом.
Провал “Платформа-О” стал лишним доказательством того,
что КамАЗ не способен создавать технику с нуля, а под силу ему лишь
адаптировать имеющиеся в наличие базы. Таким образом, победа
российской команды «КамАЗ-Мастер» в ралли “Дакар” говорит не
столько о высокотехнологических достижениях КамАЗ, которые помогли
этим автомобилям победить, а о том, что их концепция практически не
менялась с момента передачи проекта от ЗиЛа.
Кстати, если уж вспомнили про ЗиЛ, то этот легендарный в
советское время завод уже не существует, а его промышленная зона
активно застраивается жилыми многоэтажками. И это очень
показательно в контексте того, что пользующийся до сих пор не своей
концепцией грузовиков КамАЗ, так или иначе, но со временем
постигнет такая же участь.