По залам Пушкинского музея
bellezza_storia — 15.08.2024 Искусство Франции XVII - начала XIX вековВ Пушкинском музее постепенно идёт реэкспозиция коллекции живописи. В конце зимы в главном здании вернули прежний вариант развески итальянской коллекции XVII-XVIII веков. Весной искусство Франции XVII-начала XIX веков переместилось в залы №№ 21–23 на втором этаже.
Посмотрим, как выглядит французская коллекция сейчас. Во-первых, в обновленной экспозиции представлено в два раза больше произведений, чем в прошлый раз - около 90, включая декоративно-прикладное искусство, скульптуру и миниатюры. Во-вторых, экспозиция представлена в хронологическом порядке. В-третьих, сделали высокий цоколь у стен и на нем разместили этикетаж, в залах поменяли цвет стен на глубокий зелёный. Проект подготовлен Анной Сулимовой - заведующей отделом искусства старых мастеров, хранителем фонда французской живописи.
Сначала идет зал XVII века, посвященный Никола Пуссену, Клоду Лоррену, Шарлю Лебрену и другим французам этой эпохи - представителям классицизма.
Среди новых экспонатов этого зала картина, которая не показывалась раньше. В музей она поступила в 1980-х годах и долгое время находилась в запасниках как работа неизвестного мастера. Авторство удалось установить Анне Сулимовой при подготовке экспозиции. Оказалось, это произведение Иасента Риго - одного из ведущих французских живописцев конца XVII - начала XVIII веков.
Иасент (Гиацинт) Риго (1659-1743) создал обширную живописную галерею выдающихся людей своей эпохи. Барон Фридрих Эрнст фон Книфаузен (1678-1731), изображённый на портрете, связан с Россией тем, что посещал нашу страну, будучи дипломатом на службе прусского короля Фридриха Вильгельма.
Иасент Риго. Портрет барона Фридриха Эрнста фон Книфаузена
После сложной реставрации в экспозицию вошла картина "Сатир и нимфа" Никола Пуссена (1594−1665). В образе прекрасной обнаженной нимфы Пуссен восходит к образцам венецианского Ренессанса. Наверное, козлоногий сатир опьяняется не только вином, но и красотой нимфы. В картине преобладает золотистый тон, подчиняя себе общее колористическое решение. В ГМИИ картина поступила из Эрмитажа в 1929 году, до 1772 года была в собрании Кроза в Париже.
Никола Пуссен. Нимфа и сатир, 1626-1627. Холст, масло. ГМИИ
Второй зал посвящен искусству первой половины - середины XVIII века, точнее эпохе рококо. Экспозиция демонстрирует переход от большого стиля к камерному.
Жан Франсуа ван Даль (1764-1840). Приношение Флоре, 1799. Холст, масло. ГМИИ им. А. Пушкина
Важную роль в новой экспозиции играет декоративно-прикладное искусство, в том числе шпалера "Психея, созерцающая спящего Амура" Королевской мануфактуры Гобеленов. Под ней разместился рокайльный комод из розового дерева, а на нем каминные часы с фигурой носорога, передающие изысканную атмосферу Галантного века.
В коллекцию вернулся отреставрированный натюрморт Жан-Батиста Удри "Фрукты". Художник прославился благодаря анималистическим композициям и натюрмортам. Московская картина вместе с парной работой "Натюрморт с фруктами" из Эрмитажа происходят из личного собрания художника. После смерти Удри его коллекция была распродана, эти натюрморты между 1763 и 1774 годами поступили в собрание императрицы Екатерины II. Парные произведения были созданы художником через два года после того, как он стал полноправным членом Королевской Академии живописи и скульптуры (1719), и относятся к тому периоду, когда окончательно сформировался индивидуальный стиль живописца.
Жан-Батист Удри. Фрукты. 1721. Холст, масло. ГМИИ
Третий зал посвящен искусству Франции второй половины XVIII - первой трети XIX веков, здесь представлены работы мастеров неоклассицизма и ампира. Экспозицию открывают произведения Жан-Батиста Симеона Шардена, Жан-Батиста Грёза, Клода Жозефа Верне.
"Портрет Жозефины Вильгельмины Будаевской" 1806 года долгие годы числился как работа некой "мадемуазель Ривьер", о которой больше ничего не было известно. Куратору Анне Сулимовой удалось установить, что его автор действительно Ривьер, но только мужчина - Огюст Луи Жан-Батист.
Огюст Луи Жан-Батист Ривьер. Портрет Жозефины Будаевской (Дама с лирой), 1806. Холст, масло
Жан Лоран Монье. Портрет Е.Ф. Муравьевой с сыном Никитой, 1802. Холст, масло
Пьер Нарцисс Герен. Аврора и Кефал, 1811. Холст, масло
Скульптурный портрет Марии Фёдоровны Барятинской (1818) настолько понравился самому автору, что он не отдал работу заказчикам. Но после смерти Торвальдсена потомки Барятинской возобновили требования на статую. Тогда его лучший ученик Биссен создал копию, которая в результате оказалась в Москве в музее Цветаева. Оригинал же остался в Копенгагене.
Биссен. Скульптурный портрет Марии Барятинской, 1818
Вот так теперь выглядят залы с французской коллекцией. Как вам - нравится?
Клод Мишель, прозванный Клодион (1738-1814). Речная нимфа, 1770-1780-е. Терракота
|
</> |