По залам Пушкинского музея

топ 100 блогов galik_12306.03.2024 Итальянское искусство XVII – XVIII веков

По залам Пушкинского музея
Зал №17

В конце марта в Пушкинском музее представили реэкспозицию итальянской коллекции в зале №17. Это первый этап возвращения варианта развески, который был в музее при Ирине Александровне Антоновой. Планируется, что в течение 2024 года поэтапно будут открыты залы итальянского Возрождения, Фландрии и Голландии XVII века, отдельный зал Рембрандта и его последователей, в залы первого этажа вернётся живопись Северного Возрождения.

Первоначально зал №17 на втором этаже музея назывался залом Парфенона или залом Фидия. Это было просторное помещение с верхним светом, как и все залы второго этажа. Проследим его историю.

По залам Пушкинского музея

Вдоль его продольных стен были расположены слепочные композиции, воспроизводящие скульптуру с фронтонов Парфенона. Над ними располагались слепки с метоп (квадратных плит с рельефами). А под самым потолком по стенам шёл фриз с изображением панафинейской процессии, также составленный из слепков с подлинных мраморов, хранящихся в Британском музее. Таким образом, весь скульптурный декор знаменитого храма был собран в единую композицию, гармонично вписанную в пространство зала.

По залам Пушкинского музея
Зал Фидия (зал Парфенона), 1912. Фото К. Фишера. Отдел рукописей ГМИИ им. А.С. Пушкина

Затем в этом зале в 1949 году выставлялись подарки Сталину, в 1953 году музейный зал обрёл свой привычный облик до 1960-х годов, когда в музее начался ремонт кровли. После ремонта в зале Парфенона с 1975 года была развёрнута экспозиция Искусство XX века, с 2007 года представлено искусство Италии XVII-XVIII  веков.

По залам Пушкинского музея 17-2568.jpg
Фото 2017 года

Также этот зал использовался для временных выставок итальянского искусства.

По залам Пушкинского музея 17-2556.jpg
Фото 2017 года


По залам Пушкинского музея
Алессандро Маньяско (автор). Распятие, около 1690. Холст, масло

Вакханалия на картине Маньяско выглядит не как торжество, посвящённое Вакху, а, скорее, как видение на античных развалинах.

По залам Пушкинского музея
Алессандро Маньяско. Вакханалия, 1710-е. Х


По залам Пушкинского музея
Алессандро Маньяско. Трапеза монахинь, середина 1720-х годов. Холст, масло


По залам Пушкинского музея
Бернардо Белотто. Вид старого рынка в Дрездене

Как и "Вид Старого рынка в Дрездене", композиция относится к серии полотен с видами Дрездена и Пирны, написанными Бернардо Беллотто между 1747 и 1755 годами по заказу графа Генриха фон Брюля, министра курфюрста Саксонии и короля польского Августа III.

По залам Пушкинского музея
Бернардо Беллотто. Вид Пирны с крепостью Зонненштайн, 1753-1755. Холст, масло


По залам Пушкинского музея
Джованни Батиста Тьеполо. Мадонна со святыми Людовиком Тулузским, Антонием Падуанским и Франциском Ассизким, 1730-е. Холст, масло


По залам Пушкинского музея


На прекрасной картине Гвидо Рени - поучительная история. Жена Потифара, супруга хозяина Иосифа, находившегося в египетском рабстве, возжелала прекрасного юношу и захотела добиться его благосклонности. Когда же он вырвался от неё, она обвинила его в попытке изнасилования, показав плащ, который он потерял, и за это Иосиф был брошен в тюрьму...

По залам Пушкинского музея 17-2566.jpg
Слева Гвидо Рени. Иосиф и жена Потифара, около 1626. Холст, масло

По преданию, слепой Гомер устно рассказывал свои поэмы.

По залам Пушкинского музея
Пьер Франческо Мола. Гомер, диктующий свои поэмы, между 1660-1666. Холст, масло

Сюжет из Веткого завета: во время войны израильтян с фимистимлянами юный пастух Давид победил великана Голиафа. Давид сразил его камнем, пущенным из пращи и обезглавил.

По залам Пушкинского музея
Доменико Фетти. Давид с головой Голиафа, между 1616-1620. Холст, масло


По залам Пушкинского музея


Один из самых любимых в эпоху Ренессанса христианский святой и великомученик  Себастьян служил начальником преторианской стражи при Диоклетиане (III век), за приверженность христианству был пронзён стрелами.

По залам Пушкинского музея
Гверчино (Джованни Франческо Барбьери). Святой Себастьян, 1641. Холст, масло


По залам Пушкинского музея
Джованни Бальоне. Явление ангела святому Иосифу, около 1599. Холст, масло


По залам Пушкинского музея


Большая картина - "Любовь и пороки обезоруживают Правосудие". На первом плане мёртвый страус - символ правосудия. Пороки представлены в виде некрасивого человека с ослиными ушами, он вынимает меч из рук Правосудия. А любовь ослепляет Правосудие, поэтому амур забирает весы из руки богини Афины.

По залам Пушкинского музея
Лука Джордано. Любовь и пороки обезоруживают Правосудие, вторая половина XVII века. Холст, масло

Сюжет картины взят из древнеримской истории времен Второй Пунической войны (218-201 до н. э.). Софонисба – дочь карфагенского царя Газдрубала и жена Масиниссы. Сципион потребовал прислать Софонисбу в Рим как пленницу; Масинисса не осмелился ослушаться Сципиона, но, дабы избавить жену от унижения, послал ей чашу яда.

По залам Пушкинского музея
Джованни Баттиста Питтони. Смерть Софонисбы, между 1716-1720. Холст, масло


По залам Пушкинского музея
Пьетро Лонги (подражание). Встреча прокуратора с женой, 1770-е годы. Холст, масло

Источники информации: e-books.arts-museum.ru , этикетаж и сопровождающий текст


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Burning Man 2017 ...
Тогда проведём опрос. Сколько раз лично вы уже обматерили картошку за то, что теперь сохраняется выбор, в какой чатик писать, и отточенный скилл "хочешь сказать в общий, нажми таб, хочешь сказать своим, не нажимай" теперь постоянно даёт ...
                        По просьбе френдов пишу, как мы коптили судака и жарили мясо на решетке. Собственно предыстория такая - в четверг вечером товарищи с работы в количестве 3 человек решили ...
"Безусловно, необходимо понимание и уважение к различиям национальных ...
"... какое это благословение быть рекой. Океаны и моря приходят и уходят. Озера и пруды гниют. Но река течет, река катит свои воды вперед, река всегда в движении." Оскар Уайльд Небольшая этнографическая речная прогулка по реке Зальцах на исторической плоскодонной лодке Plätte. ...