По залам Пушкинского музея
galik_123 — 06.03.2024
Итальянское искусство XVII – XVIII веков
Зал №17
В конце марта в Пушкинском музее представили реэкспозицию итальянской коллекции в зале №17. Это первый этап возвращения варианта развески, который был в музее при Ирине Александровне Антоновой. Планируется, что в течение 2024 года поэтапно будут открыты залы итальянского Возрождения, Фландрии и Голландии XVII века, отдельный зал Рембрандта и его последователей, в залы первого этажа вернётся живопись Северного Возрождения.
Первоначально зал №17 на втором этаже музея назывался залом Парфенона или залом Фидия. Это было просторное помещение с верхним светом, как и все залы второго этажа. Проследим его историю.

Вдоль его продольных стен были расположены слепочные композиции, воспроизводящие скульптуру с фронтонов Парфенона. Над ними располагались слепки с метоп (квадратных плит с рельефами). А под самым потолком по стенам шёл фриз с изображением панафинейской процессии, также составленный из слепков с подлинных мраморов, хранящихся в Британском музее. Таким образом, весь скульптурный декор знаменитого храма был собран в единую композицию, гармонично вписанную в пространство зала.

Зал Фидия (зал Парфенона), 1912. Фото К. Фишера. Отдел рукописей ГМИИ им. А.С. Пушкина
Затем в этом зале в 1949 году выставлялись подарки Сталину, в 1953 году музейный зал обрёл свой привычный облик до 1960-х годов, когда в музее начался ремонт кровли. После ремонта в зале Парфенона с 1975 года была развёрнута экспозиция Искусство XX века, с 2007 года представлено искусство Италии XVII-XVIII веков.

Фото 2017 года
Также этот зал использовался для временных выставок итальянского искусства.

Фото 2017 года

Алессандро Маньяско (автор). Распятие, около 1690. Холст, масло
Вакханалия на картине Маньяско выглядит не как торжество, посвящённое Вакху, а, скорее, как видение на античных развалинах.

Алессандро Маньяско. Вакханалия, 1710-е. Х

Алессандро Маньяско. Трапеза монахинь, середина 1720-х годов. Холст, масло

Бернардо Белотто. Вид старого рынка в Дрездене
Как и "Вид Старого рынка в Дрездене", композиция относится к серии полотен с видами Дрездена и Пирны, написанными Бернардо Беллотто между 1747 и 1755 годами по заказу графа Генриха фон Брюля, министра курфюрста Саксонии и короля польского Августа III.

Бернардо Беллотто. Вид Пирны с крепостью Зонненштайн, 1753-1755. Холст, масло

Джованни Батиста Тьеполо. Мадонна со святыми Людовиком Тулузским, Антонием Падуанским и Франциском Ассизким, 1730-е. Холст, масло

На прекрасной картине Гвидо Рени - поучительная история. Жена Потифара, супруга хозяина Иосифа, находившегося в египетском рабстве, возжелала прекрасного юношу и захотела добиться его благосклонности. Когда же он вырвался от неё, она обвинила его в попытке изнасилования, показав плащ, который он потерял, и за это Иосиф был брошен в тюрьму...

Слева Гвидо Рени. Иосиф и жена Потифара, около 1626. Холст, масло
По преданию, слепой Гомер устно рассказывал свои поэмы.

Пьер Франческо Мола. Гомер, диктующий свои поэмы, между 1660-1666. Холст, масло
Сюжет из Веткого завета: во время войны израильтян с фимистимлянами юный пастух Давид победил великана Голиафа. Давид сразил его камнем, пущенным из пращи и обезглавил.

Доменико Фетти. Давид с головой Голиафа, между 1616-1620. Холст, масло

Один из самых любимых в эпоху Ренессанса христианский святой и великомученик Себастьян служил начальником преторианской стражи при Диоклетиане (III век), за приверженность христианству был пронзён стрелами.

Гверчино (Джованни Франческо Барбьери). Святой Себастьян, 1641. Холст, масло

Джованни Бальоне. Явление ангела святому Иосифу, около 1599. Холст, масло

Большая картина - "Любовь и пороки обезоруживают Правосудие". На первом плане мёртвый страус - символ правосудия. Пороки представлены в виде некрасивого человека с ослиными ушами, он вынимает меч из рук Правосудия. А любовь ослепляет Правосудие, поэтому амур забирает весы из руки богини Афины.

Лука Джордано. Любовь и пороки обезоруживают Правосудие, вторая половина XVII века. Холст, масло
Сюжет картины взят из древнеримской истории времен Второй Пунической войны (218-201 до н. э.). Софонисба – дочь карфагенского царя Газдрубала и жена Масиниссы. Сципион потребовал прислать Софонисбу в Рим как пленницу; Масинисса не осмелился ослушаться Сципиона, но, дабы избавить жену от унижения, послал ей чашу яда.

Джованни Баттиста Питтони. Смерть Софонисбы, между 1716-1720. Холст, масло

Пьетро Лонги (подражание). Встреча прокуратора с женой, 1770-е годы. Холст, масло
Источники информации: e-books.arts-museum.ru , этикетаж и сопровождающий текст
|
|
</> |
На что обращать внимание при остеклении балкона?
Классический поп
По просьбам читателей
Сергей Беликов и другие именинники прошедшей недели
Грустит на закате кошичка spicerjackjack
Картиночный анонсик
Без названия
Из жизни Змея Горыныча
Политики-алкоголики

