
По залам Пушкинского музея


Зал библиотеки №9
Изящная потолочная роспись украшает зал №9. В соответствии с замыслом Ивана Владимировича Цветаева в этом просторном помещении была устроена библиотека. Здесь она находилась до середины 1920-х годов.


Библиотека в зале №9. Фото К. Фишера. Отдел рукописей ГМИИ им. А.С. Пушкина
Фонды музея пополнялись подлинными произведениями искусства, прежде всего живописью старых мастеров из национализированных собраний, Румянцевского музея, Эрмитажа. В музее начала формироваться картинная галерея. Сотрудники музея изыскивали возможности максимально сохранить коллекцию слепков И.В. Цветаева. Н.И. Романов, директор музея в 1923–1928 годах, перенес библиотеку в Белый зал, а здесь разместил второй экспозиционный зал Картинной галереи.

Во время войны здание музея серьёзно пострадало в результате воздушных бомбардировок. В 1944 году начался ремонт, и одновременно шло обсуждение планов будущей экспозиции. Осенью 1944 года вернулись экспонаты из эвакуации, а в августа 1945 года в музей прибыли трофейные ценности из Германии. Первоначально предполагалось, что они войдут в состав музейной коллекции и шедевры из немецких музеев дополнят постоянную экспозицию. Тогда такое решение казалось справедливым. В зале №9 предполагалось показывать фламандскую школу из музейного собрания и Дрезденской картинной галереи.

В 1946–1949 годах в этом зале, как и в зале №8, экспонировались произведения живописи из фонда перемещенных культурных ценностей; осмотр допускался только по специальному разрешению.

В целом экспозиция получилась очень эффектная, но зритель её так и не увидел. Руководство страны не решилось открыто заявить о перераспределение культурных ценностей. 31 июля 1946 года пришло распоряжение убрать из экспозиции трофейное искусство. Самые ценные произведения Дрезденской картинной галереи были собраны в залах №9 и №8 и скрыто хранились там до 1955 года. После смерти Сталина было принято решение вернуть в ГДР художественные ценности, вывезенные с оккупированной территории. Прощальная выставка проходила в музее с мая по август 1955 года и располагалась в четырнадцати залах первого и второго этажей. В зале № 9 было представлено искусство Фландрии.

Посетители выставки картин Дрезденской галереи в ГМИИ имени А. С. Пушкина, 1955 (с) Валентин Черединцев / TASS
С 1956 года здесь было представлено искусство Франции XIX–XX веков. К 50-летию Картинной галереи постоянная экспозиция была обновлена. В 1974–1995 зал был посвящен искусству Италии XVIII столетия. С 2007 по 2021 год тут была представлена фламандская живопись XVII века.

Зал Фландрии XVII века. Фото: Отдел визуальной информации ГМИИ им. А.С. Пушкина
Сейчас мы видим авторскую концепцию развески постоянной экспозиции старых мастеров - Маньяско, Тьеполо, Каналетто, Гварди, подготовленную сценографом и куратором Патриком Уркадом.

Итальянское искусство XVII столетия – это многочисленные региональные школы (от Генуи до Неаполя, от Болоньи до Рима), каждая из которых обладала своими особенностями. Но все их объединяет стиль барокко. Его зарождение нередко связывают с контрреформацией – идеологией и политикой католической церкви, консолидировавшейся перед угрозой протестантизма. В эпоху, когда царил этот стиль, были созданы шедевры религиозного искусства и выработан универсальный изобразительный язык, который позволял полностью овладеть эмоциями зрителя, заставить его пережить молитвенный экстаз. Динамизм и напряжение, присущие барокко, связаны не только с религией, но в значительной степени с чувствованием бесконечно расширившегося в результате географических и научных открытий мира, и новым представлением о месте человека в мироздании.


Томмазо Салини, прозванный Мао. Увенчание терниями, около 1610. Холст, масло

Иоганн Лисс. Наказание Марсия Аполлоном, 1627. Медь, масло
Итальянской живописи барокко присуще разнообразие и богатство красочных и фактурных эффектов, передающих иллюзию реальности. Но реалистичность и осязаемость, убедительность образов сочетаются в барокко с рационализмом содержания: мастера барокко часто прибегают к аллегориям и эмблемам, которые позволяют сообщить конкретность и телесность отвлеченным понятиям.

Гверчино (Джованни Франческо Барбьери). Святой Себастьян, 1641. Холст, масло

Пьетро да Кортона (Пьетро Берреттини). Возвращение Агари, около 1647 года. Холст, масло

Фрагмент

Бернардо Каваллино. Игнание Илиодора из храма, около 1650, медь масло

Джордано, Лука, прозванный Фа Престо. Брак в Кане Галилейской, 1660. Холст, масло

Бартоломео Манфреди, круг. Продавец фруктов, второе десятилетие XVII века. Холст, масло



Бернардо Строцци. Аллегория бренности (Старая кокетка), около 1637. Холст, масло

Алессандро Маньяско. Трапеза монахинь, середина 1720-х годов. Холст, масло

Сивилла Кумская пророчествует о рождении Христа, 1743. Холст, масло

Франческо Гварди. Архитектурная фантазия с разрушенной готической аркой. Архитектурная фантазия с двориком, обе з первая половина 1780-х. Холст. масло
Даже на фоне разнообразия итальянских школ выделялась своеобразием живопись Венеции, пережившая свой последний взлет уже в XVIII столетии. Город с его эффектами воздуха и неповторимым ощущением жизни-праздника вдохновил местных мастеров на создание нового жанра – ведуты. Это городской пейзаж, который с колористической изощренностью барочной живописи передавал облик Венеции, роскошь ее публичных церемоний и меланхолическую поэзию закоулков.

Каналетто (Джованни Антонио Каналь). Возвращение Бучинторо к молу у дворца дожей (фрагмент), 1727-1729. Холст, масло.

Источники информации: e-books.arts-museum.ru,
pushkinmuseum.art , pushkinmuseum.art/exposition_collection
|
</> |