По южному побережью Каспия. 1. Бендер-Гязь

топ 100 блогов rus_turk13.08.2025 Н. Соловкин. По южному побережью Каспия // Записки по гидрографии. 1915. Т. XXXIX, вып. 3, 4, 5.
Н. Соловкин. Порт Энзели // Записки по гидрографии. 1916. Т. XL, вып. 2.

То же:
Н. Соловкин. По южному побережью Каспия. (Астрабад — Мазендаран — Гилян.) — Пг., 1916.

Предлагая свой труд — «По южному побережью Каспия», я считаю долгом предпослать ему следующее:

5 лет моей жизни ушли на службу в Каспийской флотилии, причем по условиям этой службы мне пришлось подолгу бывать в некоторых районах Южного Каспия, сначала в качестве судового врача на судах флотилии, а в 1912—13 гг. — врача Отдельной съемки Каспийского моря. Осенью 1913 года его высокопревосходительство начальник Главного гидрографического управления М. Е. Жданко, ознакомившись с моей работой в Съемке, с фаунистическими коллекциями, собранными по побережьям Каспийского моря, впоследствии сданными в Зоологический музей Императорской Академии наук, указал мне, что если бы я обработал свои впечатления, записи наблюдений, имеющийся в моем распоряжении литературный материал о персидском побережье Каспия, то таковой труд мог бы быть напечатан в «Записках по гидрографии», издаваемых Главным гидрографическим управлением.

Я принялся за работу. В лице редактора «Записок по гидрографии» С. А. Советова я нашел самый сердечный отклик и внимание к моей работе и получал от него ценные указания по ее существу.

Работа была напечатана в №№ 3, 4 и 5 т. XXXIX и № 2 т. XL (1915—16 гг.) «Записок по гидрографии», и, таким образом, ныне предлагаемый труд является отдельным оттиском из «Записок».

Приношу здесь его высокопревосходительству М. Е. Жданко и С. А. Советову мою душевную глубокую благодарность за их отзывчивое отношение ко мне как автору моего скромного труда о Каспии.

Н. Соловкин

20/V 1916




По южному побережью Каспия

ГЛАВА ПЕРВАЯ

По южному побережью Каспия. 1. Бендер-Гязь
Пароход «Князь Горчаков»


Около подножья гор, покрытых ярко-зеленым ковром густых кустарников, деревьев, расположился небольшой городок, вернее поселок — Бендер-Гязь.

«Горчаков» стоял невдалеке от большой баржи, в 1—1½ версте от берега.

— Это дебаркадер общества «Кавказ и Меркурий», — пояснил нам командир «Горчакова» Д. А. В–н. — Ближе к берегу мы подойти не можем: очень мелко.

На рейде кроме «Горчакова» стояло 2 грузовых парохода и десятка полтора больших парусных лодок. На пароходах шла оживленная работа по грузовым операциям. Шумели лебедки, лязгали цепи, поворачивая грузовые стрелы с большими тюками, ящиками, бочками.

— Грузят хлопок, рис, тары с рыбой, — говорил Д. А. В–н. — Везут же сюда преимущественно мануфактуру, сахар, чай, всевозможные бакалейные товары, которые находят в Северной Персии огромный спрос, керосин, металлические изделия. Торговля здесь очень бойкая.


По южному побережью Каспия. 1. Бендер-Гязь
На персидском базаре


В это время на палубе показался начальник съемки полковник П. А. Бровцын, предложивший мне поехать с ним в Бендер-Гязь. Ему предстояло сделать несколько официальных визитов — консульскому агенту, управляющему местным отделением Учетно-ссудного банка Персии, агенту конторы о-ва «Кавказ и Меркурий», для выяснения вопросов, связанных с предстоящими работами: об отношениях к персидским властям, снабжении съемки и «Горчакова» припасами и нефтью и проч. Быстро была спущена шлюпка, и через 20 минут мы уже высаживались на строящуюся длинную деревянную пристань, балансируя по сваям и доскам, так как в это время шли работы по настилу новой пристани. Расположенная рядом, старая пристань пришла в совершенную негодность и угрожала неминуемым падением в воду каждому смельчаку, который рискнул бы пройти по ее гнилым доскам.

Пройдя через таможенный двор, заваленный кипами всевозможных товаров, мы свернули направо и вышли на узенькую, грязную улицу, с жалкими деревянными лачугами и навесами. Это был базар, типичный для всех персидских деревушек и городов. Маленькие, плохо сколоченные лавчонки были невообразимо грязны. На прилавках возвышались груды различных товаров. Виднелись головы сахара в синих обертках, чайные ящики, мешки с рисом, кипы мануфактуры. Тут же в небольших комнатках помещались «чаи-чи» — туземные чайные. Позеленевший от старости, нечищеный самовар, несколько маленьких стаканчиков, 2—3 стула составляли все содержимое этих «чаи-чи», в которых, к слову сказать, недостатка в посетителях не замечалось. Из некоторых неслись звуки зурны (туземный музыкальный инструмент), слышалось заунывное пение туземного певца. Опытный цирульник тут же на улице намыливал и брил голову оборванного амбала, который покрякивал от удовольствия. Дервиш, весь в лохмотьях, живописно задрапированный в шакалью шкуру, заунывно во все горло распевал свои «телькины» (священные гимны). На прилавках, поджав под себя ноги, сидели купцы и менялы и быстро пересчитывали свои «краны» По южному побережью Каспия. 1. Бендер-Гязь
Дервиш


Изредка в толпе степенно и важно проходил старый мулла и обменивался приветствиями с прохожими и купцами. Боязливо и робко двигались женские фигуры, закутанные в черные чадры. Они подолгу застаивались около лавок и рассматривали незатейливые товары, упорно торгуясь с плутоватыми торгашами.

Надо сказать, что базар — существеннейшая вещь персидских, да и вообще всех восточных городов. Вся жизнь перса проходит на базаре. Отсюда с быстротой молнии распространяются все новости. На базаре идут проповеди и мулл и политических ораторов. В мгновение ока собираются целые толпы. В случае политических неурядиц базары закрываются. Но это бывает редко: только в случаях сильных народных волнений или непосредственной опасности, угрожающей городу.

Базар дает тон жизни всему городу и по нему безошибочно всегда можно определить степень благосостояния и культурности города.

Мы шли, обмениваясь впечатлениями, как вдруг наша беседа прервалась появлением большого каравана осликов, лошадей и мулов, медленно выступавших гуськом. У всех животных на шее были привязаны колокольчики, мелодично позванивающие при каждом движении животного. Нежный звук наполнял собой всю улицу. По обеим сторонам крупа каждого животного были привязаны вьюки. Около каравана, далеко-далеко вытянувшегося в длинную вереницу, шли погонщики, щелкая бичами.

Это был вьючный караван. В Персии дороги невозможны. Колесного сообщения местами вовсе нет. Почти все товары перевозятся вьюками. Иногда караваны тянутся по полчаса и более, и нужно много искусства, чтобы лавировать мимо этих караванов, в особенности когда идут верблюды.


По южному побережью Каспия. 1. Бендер-Гязь
Караван вьючных верюлюдов


Сделав несколько визитов и побродив по базару, по узеньким улицам Бендер-Гязи, мы направились в обратный путь к пристани. Прошли мимо красивого чистенького домика, окруженного основательным забором.

Здесь помещалось Бендер-Гязьское отделение Учетно-ссудного банка Персии.

Основной задачей этого банка является содействие экономическому сближению России и Персии путем открытия кредита достойным доверия лицам, а также финансирования солидных торгово-промышленных предприятий в Персии. Задолженность персов банку очень велика и превышает несколько десятков миллионов рублей. Теперь банку очень трудно вести свои операции в Персии вследствие царящей в ней смуты.

На пристани собралась кучка любопытных персов и туркмен, рассматривавших нас с большим вниманием. В свою очередь, и мы живо интересуемся окружающим.

Туркмены в своих высоких бараньих шапках, стройные, рослые, производят симпатичное впечатление. Некоторые из них в беспечных позах лежат на палубах своих больших парусных лодок, нисколько не боясь горячих лучей яркого апрельского солнца, которое начинает уже изрядно припекать.

— Это — челекенские туркмены, — говорит наш капитан. — Привезли сюда соль, кое-какие товары, а из Бендер-Гязи и Багу возьмут уголь, рис. Здесь довольно бойкий обмен между туркменами и персами. Туркмены очень энергичны и предприимчивы. Прекрасные мореходы и рыболовы. Своими лодками управляют очень хорошо. Не боятся никакой погоды.

Маленький персидский порт Бендер-Гязь заслуживает того, чтобы на нем несколько подробнее остановиться. Безусловно — это порт с большим будущим. Еще лет двадцать назад он представлял собою маленькую деревушку Гязь, расположенную на берегу Астрабадского залива, а теперь это бойкий порт, быстро растущий, с ежегодным оборотом свыше 2-х миллионов пудов различных грузов.


По южному побережью Каспия. 1. Бендер-Гязь
Сторожка в Бендер-Гязи


Важным фактором, увеличивающим торговое значение Бендер-Гязи, служит то обстоятельство, что он является портом, закрытым от сильных северных ветров. На всем персидском побережье Каспия имеются только 2 закрытых порта: Энзели и Бендер-Гязь. Все же остальные порты открытые, и при малейшем волнении разгрузка пароходов прекращается, а это сильно вредит торговле.

В Энзели на устройство молов и портовой территории израсходовано до 2-х миллионов рублей; Бендер-Гязь же пока не стоит нам ни одной копейки, так как гаванью ему служит весь Астрабадский залив — один из спокойнейших рейдов Каспийского моря.

Вследствие мелководья Астрабадского залива пароходы разгружаются, стоя на якоре в 1—1½ верстах от берега на 10—12 футах глубины. К пароходам подходят большие палубные плоскодонные лодки, которые забирают сразу по 1000—2000 пудов груза. Затем лодки идут к длинной пристани, далеко вытянувшейся в залив.

Отсюда товары поступают в персидскую таможню, которою заведует директор-бельгиец. Оплаченные пошлиной товары разбираются получателями, причем огромным неудобством является то обстоятельство, что в Бендер-Гязском порту не имеется складов и амбаров для хранения товаров, почему иногда целые горы товаров валяются под открытым небом.

Основным предметом ввоза из России является: сахар, до ½ милл. пудов в год, керосин — до 120.000 пудов, далее мануфактура, посуда, спички, веревки и др. продукты.

Главные предметы вывоза в Россию: хлопок, хлопковое семя, сушеные фрукты, кожа-сырье, рыбные продукты (последние с промыслов насл. Лионозовых По южному побережью Каспия. 1. Бендер-Гязь
Ашур-Адэсский рейд


(Продолжение следует)



Того же автора:
Из Балтики в Каспий на канонерской лодке «Ардаган»

Еще о порте Бендер-Гязь, фактории Гязь:
К. Н. Петриченко. Астрабадская станция и влияние ее на развитие края
П. И. Огородников. Страна солнца
Д. Н. Логофет. На границах Средней Азии
Переселенческое управление. Альбом «Виды Северной Персии»
Б. В. Бессонов. Русские переселенцы в Северной Персии
там же
там же
Г. Ф. Чиркин. Отчетная записка о поездке весной 1916 г. в Астрабадскую и Мазандеранскую провинции Северной Персии

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Понедельник был тяжелым? И даже нервным? Тогда просто посидим и отдохнем с блуждающей улыбкой на лице. А иначе на эти фоты смотреть и не получится... И да, легко возбудимым, а также лицам моложе 18-лет, вход под кат запрещен! отсюда ...
В день, когда газету впервые раздавали бесплатно, кто-то из лондонцев порадовался ...
Американский бомбардировщик B-17 «Летающая крепость» на аэродроме Лэнгли Филд (Langley Field), штат Вирджиния, США в лучах закатного солнца. Снимок сделан в июле 1942 года. Навеяно вот этим постом , вернее комментариями под ним. Но прежде — небольшое ...
Здравствуйте уважаемые. Приятного времени ...
Как можете догадаться, в этот раз будет обзор одного из лидеров систем продвижения.  Что это? ВебЭффектор – это сервис автоматического продвижения сайта в поисковиках. Слово автоматическое говорит о том что система автоматизированна и ...