По волнам детских воспоминаний «Глубокое синее море» (1999)
foto_history — 30.04.2018Когда я стоял в океане...
(с) "Манго-Манго"
Начиная с «Челюстей» Спилберга мы ежегодно наблюдаем за тем, как разные кровожадные животные причмокивают, выплевывая ботинки и обрывки человеческой одежды, что еще тут нового можно сказать? А то, что, несмотря на схожесть сюжетов, фильм фильму рознь. Что-то халтура/середняк, а что-то - редкой прелести картина, в которой трясешься за героев, и сердце сжимается всякий раз, когда тварь подплывает, а полюбившийся герой карабкается не слишком поспешно.
«Глубокое синее море» Рени Харлин по всем параметрам — ужастик. Фильм о вырвавшихся на свободу акулах, методично и поступательно пожиравших незадачливых ученых, которые до поры до времени втыкали им в головы иголки. Втыкали-втыкали, ища лекарство от болезни Альцгеймера, и довтыкались: обиженные твари съели первого, затем второго, а потом разошлись не на шутку...
Итак, доктор Сюзан МакАлистер - ученый (в голове так и вертится фраза из Хэмингуэя: "Он ученый, но только в постели"). Как и все ученые, она занимается счастьем человеческим. В результате длительных и кропотливых исследований тетка выяснила, что в мозгу у акулы есть крайне полезное вещество, которое может излечить человечество от болезни Альцгеймера (это склероз, в просторечии именуемый «старческим маразмом»).
Только Сюзан во имя науки сделала одну очень нехорошую вещь, и теперь боится, что об этом все узнают. Дело в том, что по Гарвардской конвенции у акул запрещено генетически увеличивать мозг. В Гарварде боятся, что акулы тогда резко поумнеют и пойдут к ним учиться, а там таки ценз на ЛГБТ-шнивов и цветных, кроме того у них для акул пока еще нет аудиторий...
В результате от хороших американских уколов тупорылые акулы умнеют на глазах. А поумнев, задумаются: "Cфигли мы делаем на этой чертовой станции, где нас держат впроголодь и постоянно забираются шприцами в башку, когда можно слопать всех этих дурачков и свалить в голубой океан, где с нашими сильно поумневшими бошками наверняка удастся завоевать мировое господство?".
Подумано - сделано, и акулы совершают побеги из садков, искусно скрываются от преследования и коварно нападают из-под воды на честных налогоплательщиков. Умные - просто спасу нет! Только что в карты друг с другом не играют. Да и то только потому, наверно, что колоду плавниками тасовать неудобно.
В результате акулы отгрызли одному ботанику руку, поймали и взорвали вертолет (сцена с медицинским вертолетом в шторме вообще шикарна), перегрызли сигнализацию, отключили свет и прокусили все что можно. Все пропало! На базе шухер, все в панике.
В общем, как вы уже, наверное, догадались, речь идет о самом что ни на есть классическом боевитом триллере, куда до кучи напихали чуть-чуть псевдонаучности.
Как пример, тетенька-акуловед была загнана оборзевшей акулой на стол в своей каюте. Будучи женщиной технически грамотной, она немедленно голыми руками выдрала из стены высоковольтный кабель (!!!). Затем не упустила возможности продемонстрировать зрителям свои прелести: скинула шмотки, оказавшись в нижнем белье (видимо, это предохраняет от поражения током). И сунула кабель в воду для прожарки акулы.
Впрочем, научный пафос в картине фигурирует только первые минут пятнадцать, а затем о нем все забывают, - уж больно сильно акулы долбятся в стены, двери и окна.
Режиссер снял крепкое захватывающее кино с элементами фильма-катастрофы (ибо всё на этой морской базе рушится и заливается водой) и достаточно жестокое по духу. Главные герои, как им и положено, бегают туда-сюда по этажам, которые периодически заливает водой, сражаются с акулами и кадрятся.
В «Глубоком синем море» мы наблюдаем ценное явление: даже второстепенные персонажи здесь не превращаются в безликую массу-толпу (самые симпатичный чернокожий повар и его попугай, который с поваром постоянно ругается), никто из вспомогательных героев не воспринимается как очередная жертва, пушечное мясо, необходимое лишь для того, чтоб сузить круг потенциальных жертв до тройки главных действующих лиц (мне особенно запала в душу гибель миниатюрной блондинки, её играла Эринн Бартлетт.
В момент когда все попадают в очередной безвыходный писец, богатый человек Франклин вздымает руки вверх и произносит прочувственную речь о дружбе, жвачке и о том, как он сам в
Помню, отдельный восторг вызвала концовка фильма как раз по причине, что заканчивается не традиционным, набившим оскомину, хэппи-эндом, где ГГ, выходя сухими из воды, сосется на фоне финальных титров со своей Барби, а утренней закуской этой самой ученой дуры.
Когда в голубую утреннюю даль крепко держась за руки пошли Блейк с... поваром, некоторые наверно даже зааплодировали. Здесь было суровое справедливое чисто мужское кино!
Хотя в американских кинотеатрах высокий бюджет в $78 млн., конечно же, не мог быть компенсирован кассовыми сборами этой ленты, она смогла получить во всём мире $164,65 млн. Получается, что был прав обычно придирчивый американский критик Кеннет Туран из газеты “Лос-Анджелес Таймс”: “Единственный в году фильм действия, который правильно снят”.