По снабжению боевиков
gmorder — 30.11.2018
На днях вновь, в который раз пришлось выслушивать вопросы,
связанные с организацией снабжения бандитов в условиях
горно-лесистой местности в период 1 и 2 чеченских войн, дескать, им
еду, оружие и боеприпасы забрасывали вертолетами. Причем в этом
умудряются обвинить именно Россию и российские спецслужбы, ничуть
не затрудняя себя логикой и размышлениями. В связи с этим я хочу
достать из своих пыльных архивов разъяснение относительно
вертолетной доставки припасов бандитам.
Основным доказательством снабжения террористов (если это
действительно они) с помощью вертолетов служит вот этот ролик,
громко озаглавленный "Спецслужбы снабжают ваххабитов", что,
по-видимому рассчитано на тех, кто дальше заголовка не умудряется
продвинуться. Именно ему посвящен нижеследующий анализ. Тогда мне
пришлось привлечь к помощи трех вертолетчиков – командиров
экипажей, военных летчиков первого класса, действовавших в
Дагестане и Чеченской республике c 1998 по 2007 год.
Вот их заключение.
1. Борт однозначно не военный. Отсутствует вооружение, нет
ферм, блоков, носового пулемета, бронеплит. Окраска не
соответствует окраске российских вертолетов. Судя по левому
расположению рулевого винта, это Ми-8мт.
2. Все российские вертолеты, независимо от их принадлежности к
МО, МВД или ПУ ФСБ, снабжались т.н. ЭВУ (экранно-выхлопными
устройствами, т.н. “уши”), которые располагаются на выхлопных
патрубках и предназначаются для снижения интенсивности теплового
излучения путем рассеивания выхлопных газов. Не имевшие ЭВУ
вертолеты в полет не выпускались, тем более транспортные, как на
видео. Был даже отзыв вертолетов, не имевших ЭВУ, в Ростов. Но на
этом вертолете ЭВУ нет.
3. Вертолет не имеет никаких бортовых знаков. Более того, на
видео отчетливо видно, что «морда» вертолета буквально перед
вылетом закрашена свежей ярко-зеленой краской, явно отличающейся от
остальной окраски. Это, например, могло быть, если вертолет поймал
птицу или все время ходил на сверхнизких высотах, порой цепляя
верхушки деревьев. Если бы с этой краской вертолет сделал несколько
вылетов, она бы либо запылилась, либо потемнела, а так – видно, что
красили на скорую руку и только что. Кроме того, оператор снимает
все время с одного ракурса, по всей видимости, чтобы не выдать
фальшь в конструкции и окраске вертолета.
4. Вертолет вообще явно гражданский, весьма неумело и, видимо,
срочно перекрашенный с претензией на военность. Не говоря уже о
бортовых знаках и номерах, можно отметить, что сам вертолет хоть в
целом зеленый (хоть и не той окраски, что у российских), но его
баки – светлые, также, как ПЗУ (пылезащитные устройства), что явно
выдает гражданский борт.
5. Борт весьма подержанный, мягко говоря. У пограничников
вертолеты всегда были практически новые, у МВД – похуже, ну, и
самые заношенные были у армейцев. Но этот вертолет ни к кому из них
не относится.
6. Летчик – все однозначно сказали, что наемник, причем
высококлассный, 2 или даже 1 класса. Посадить вертолет на такую
площадку и ходить все время на сверхнизких, тем более, с грузом –
надо обладать очень хорошей подготовкой. Но никому он не знаком, то
есть, среди российских летчиков его не знают. Судя по славянским
чертам, скорее всего украинец.
7. Ну и, в качестве дополнения, но важного – среди летчиков в
то время была негласная установка командования – замочить
неопознанный вертолет, не принадлежавший ни к одному ведомству, в
том числе к ГВФ, то и дело сновавший в труднодоступных районах. О
нем то и дело проходили доклады, но такого вертолета никто не знал.
Надо сказать, что его так и не замочили. Последний раз он отмечался
в 2002 году.