По следам выступлений-2
george_rooke — 21.08.2024 "А есть ли у вас план, мистер Фикс?"Вообще, если почитать английские и французские документы за период между 9 (20) и 11 (23) сентября 1854 года - можно увидеть, что они во многом взаимоисключающие.
Во-первых, видно, что союзники валят проблемы друг на друга. Французы пишут, что прям хотели на плечах русских ворваться на Северную Сторону, а медленный Раглан их остановил. Британцы - ровно наоборот, кивают на Сент-Арно, мол, мы хотели на плечах атаковать, но трусы-французы отказались.
Самое же интересное - это почитать исследования по флоту.
И тут я могу со всей ответственностью сказать - никто и никогда в жизни не собирался прорываться в бухту, не подавив прежде береговые батареи.
Просто потому, что все помнили судьбу прорыва адмирала Дакуорта в бухту Золотой Рог в 1807 году.
Такой прорыв при неподавленных батареях имел смысл только в одном случае - прорваться и сразу же высадить большой десант, который захватит и батареи, и город.
Но прорыв с армией на кораблях грозил большими потерями прежде всего в армии, поэтому армейские были резко против такого плана.
А прорыв кораблей без десанта в гавань флот воспринимал как вход в ловушку. Ну прорвались, обстреляли, а дальше что?
Адмиралы Англии исходили из того, как бы действовали они на месте русских. Поэтому мерещились и обстрелы полевыми орудиями с берега, и ночная атака брандеров, и прорыв обратно, на чистую воду, сквозь огонь батарей с большими потерями.
И если срастить три версии (французская армия, английская армия и флот союзников каждые выдвинули свою версию событий принятия решений в период с 9 по 11 сентября по старому стилю) и сделать небольшой таймлайн - получается следующее.
Итак, утро после Альмы, 9 сентября. Генералы и адмиралы думают, что делать.
Не знаю, от кого, но поступает предложение - типа, давайте сажаем войска обратно на корабли и лихой атакой врываемся в гавань Севастополя, где и высаживаем войска прям на пирсы.
Командование флота в легком шоке, Дандас вместе с адмиралом Гамеленом крутят пальцем у виска, и говорят, что даже пробовать не будут, пока не будут подавлены береговые батареи Севастополя. Далее Дандас предлагает другой план - армия следует к Севастополю самостоятельно, а флот производит маневры ввиду Севастополя. Это предложение уже не нравится армии - во первых, совершенно непонятно, куда делась армия Меншикова и какие у нее потери (с разведкой и анализом данных у союзников полная попа, а кавалерии - кот наплакал, одна только Легкая бригада, которую к тому же Лукан категорически не соглашается использовать для разведки местности). Кроме того, армия считает (не знаю, может они Московский полк так в силах увеличили), что примерно 13 тыс из состава армии Меншикова ушла на усиление гарнизона Севастополя. Отдельно армию корежит от того факта, что осадных орудий нет, они еще в Варне.
В результате 10.09 и 11.09 по старому стилю прошли в спорах, что важнее - разбить армию Меншикова или взять Севастополь. В конце концов склонились к следующему - Севастополь важнее, но для этого надо обезопасить фланги, ибо страшным сном видится то, что при атаке Северной стороны вдруг союзники получают удар армии Меншикова в тыл.
Именно отсюда и было принято решение пройти мимо Северной Стороны к Балаклаве. Типа, так нам удар в спину организовать не смогут.
Ну а флоту была поставлена задача занять Балаклавскую бухту. В результате был достигнут компромисс, который устраивал все стороны.
Таким образом, мы видим, что никакое затопление кораблей не повлияло на решение об отказе от атаки Северной стороны с ходу, и начала планомерной осады Севастополя с юга.
Это был компромисс трех или четырех хозяйствсющих субъектов, каждый из которых не хотел брать на себя полную ответственность за дальнейшие события.
Такие дела.
Продолжение следует, ибо начинается самое интересное - а почему в октябре-декабре 1854 начался пересмотр и ревизия уже принятых решений и поиски виноватых. Ну и попытки оправдаться задним числом конечно же.
|
</> |