По следам боевой славы: Ораниенбаумский плацдарм
vikni — 04.07.2020 Недавно моя копилка летних впечатлений пополнилась еще одной интересной поездкой. Вместе с блогерами spbblog мы проехали по одному из маршрутов проекта «По следам боевой славы» - Ораниенбаум и Юго-Западная линия фронта. Я вам уже рассказывала о другом маршруте проекта "По следам боевой славы", а сегодня - новая история.8 сентября 1941 года фашисты заняли Шлиссельбург и отрезали город от Большой земли. 16 сентября немцы предприняли бросок в западном направлении и захватили Стрельну и Петергоф. Враг вышел на небольшой участок Финского залива, отрезав от Ленинграда Ораниенбаум. В окружении на южном берегу залива оказалась большая группировка наших войск. Бойцы оказывали отчаянное сопротивление…
Как только не называли этот клочок земли вокруг Ораниенбаума. Немцы – «котлом», потому что рассчитывали быстро его захватить. Наши – «пятачок», или в шутку – «Таменгонтская республика» по поселку, где располагался штаб. Но со временем укоренилось название Ораниенбаумский плацдарм. Он стал одним их важнейших участков обороны Ленинграда.
И мы с вами открываем путеводитель izi.Travel и отправляемся в путешествие по следам боевой славы. Весь маршрут рассчитан на 200 км, но мы проедем немного меньше и сделаем остановки в ключевых точках. Поехали!
Традиционно, наша поездка началась у Монумента героическим защитникам Ленинграда.
01.
Он был построен через 30 лет после Победы, на площадке у средней Рогатки, которая в 1962 году получила название площадь Победы.
02.
Это место было выбрано неслучайно. В дни блокады недалеко проходил передний край обороны, а на самой площадке был оборудован мощный узел обороны с дотами, противотанковым рвом, ежами и огневыми артиллерийскими позициями.
Враг не прошел, и в июле 1945 года именно здесь была возведена временная триумфальная арка.
Монумент открыли в 1975 году. Он был создан по проекту архитекторов В.А. Каменского, С.Б. Сперанского и скульптора М.К. Аникушина.
Под монументом есть памятный зал, где разместилась экспозиция, посвященная обороне и блокаде Ленинграда. Экспозиция довольно интересная, рекомендую посмотреть! Но сейчас, к сожалению, она закрыта.
03.
А мы поехали по маршруту в сторону Петергофа.
04.
Первая остановка – около Петродворцового часового завода и Английского парка. Здесь до 1941 года находилось более десяти улиц города с домами нескольких поколений его строителей.
05.
Во время войны все они были уничтожены и на этом месте сооружен Приморский мемориальный комплекс.
06.
Приглашаю посмотреть на него поближе.
07.
Первый монумент комплекса был установлен в 1961 году. Это гранитный обелиск с барельефами защитников.
08.
Позже появилось братское кладбище советских воинов, погибших в боях за освобождение Петергофа.
08.
09.
10. Музей мемориального комплекса
11.
12.
13.
У мемориала традиционно проходят праздничные мероприятия в честь Дня Победы и Дня полного снятия Блокады, здесь стартуют марши ветеранов и велопробеги, сюда по традиции приезжают возложить цветы молодожёны.
14.
Через дорогу от мемориала высажено 350 туй. Эта аллея похожа на отряды моряков, ходивших здесь в штыковые атаки.
16. Туи я не сфотографировала, поэтому орудия
А наш «Автобус Добра» повез нас дальше, в город Ломоносов (Ораниенбаум).
17.
В годы войны он стал центром Ораниенбаумского плацдарма. До войны население города составляло около 35 тысяч человек, но к концу 1941 года число мирных жителей сократилось до 14 тысяч человек.
18.
Во время регулярных обстрелов все жители переселились в подвалы и землянки. Под одним собором жили полторы тысячи матерей с детишками.
19.
Чтобы избежать в городе эпидемий, ввели правило: сначала сходи в баню, потом приходи за карточкой на хлеб. В городе не прерывалось водоснабжение, работала канализация. Кроме того, работал кинотеатр и радио.
Но в городе катастрофически не хватало хлеба – норма была даже ниже, чем в блокадном Ленинграде: 150 гр. - рабочим, 100 гр. - служащим, 75 гр. – иждивенцам.
20.
Ораниенбаум был важной стратегическим объектом и обороняли его с небывалым упорством. Это связано с природной особенностью это места. Обычно берега Финского залива низменные, аздесь высокие склоны и холмы. И, если бы фашисты заняли Ораниенбаум, то с высоких берегов они смогли бы обстреливать не только Кронштадт, но и центр Ленинграда. Вот почему с первых дней блокады был только один приказ: «Держаться! Любой ценой держаться!».
Цена была слишком высокой, но Ораниенбаумский плацдарм остался непокоренным.
21.
Следующей остановкой на нашем маршруте стал монумент Летчикам Защитникам Ленинградского неба.
22.
Он установлен в поселке Лебяжье, недалеко от военного аэродрома «Борки», летчики которого защищали небо над Ленинградом.
Главный экспонат мемориала –двухместный самолет-штурмовик Ил-2. Он был создан в 1939 году в КБ С.В. Ильюшина. А за годы войны было выпущено 36 163 самолета.
23.
Сейчас мемориал в Лебяжьем украшает самолет, который был обнаружен на дне озера Белое в 1978 году. Военные и аквалангисты достали со дна обломки самолета и останки членов экипажа. Это были младший лейтенант Виктор Шишковец и младший сержант Василий Данилов.
24.
Самолет отреставрировали и установили, как памятник всем защитникам Ленинградского неба. Во имя будущего от благодарных потомков.
25.
26.
За поселком Лебяжье есть указатель «Форт Красная Горка». Он и стал нашей следующей остановкой. Но это место заслуживает отдельной истории и расскажу ее чуть позже. Не уходите далеко!
27.
Если вы интересуетесь военной историей Ленинграда и Ленинградской области, рекомендую проехать по этому маршруту самостоятельно с аудиогидом.
Аудиогиды размещены в бесплатном приложении izi. TRAVEL, и, чтобы отправиться в путешествие достаточно выполнить два простых действия:
- Установить приложение izi.TRAVEL (AppStore или GooglePlay) на вашем мобильном гаджете;
- Найти через поиск выбранный вами маршрут проекта "По следам боевой славы" и нажать кнопку «Начать».
Сейчас в приложении 6 разных маршрутов:
• - Гатчина и Лужское направление:
• - Дорога Жизни:
• - Невский пятачок:
• - Мурманское шоссе – Кобона -Тихвин – Бокситогорск:
• - Ораниенбаум и Юго-Западная линия фронта:
• - Малая дорога Жизни.
Каждый из них по своему интересен и я желаю вам запоминающегося путешествия! Ищите описание маршрутов с фотографиями по хештегу #slavalo.
28.
Маршруты рассчитаны на целый день - не забудьте запастись водой и вкусными перекусами. А о нашем питании позаботился «Акимовский хлеб». Спасибо ему большое!
29.
Кстати, пироги не только красивые, но и вкусные, можно заказать удобную доставку.
А о нашем правильном питьевом режиме позаботилась компания «Интерсервис», которая и предоставилась нам "Автобус Добра".
30.
Еще хочу поблагодарить Общественное движение «Вечно Живые» за то, что помогают помнить и почитать подвиги павших. Мы возлагали цветы и зажигали лампады, которые нам передали ребята. Это было очень трогательно.
31.
Благодарю Пашу upsya за приглашение в проект, и Александра akozmin_7, Наталью successful_nat и Светлану за приятную компанию!
Также я благодарю организатора и всех партнеров проекта!
": Организатор проекта: РОО «Центр помощи «Мастерская свободы»
Медиа-партнеры: Сообщество Питерских блогеров, медиахолдинг «Комсомольская Правда», Дорожное радио, Livejournal Russia
Официальный партнеры: Izi.Travel, Росстройинвест, Petrogradweb, Интерсервис, Акимовский хлеб