"По-настоящему все не так как на самом деле" (с)

Это, конечно, очень легко и просто заявить что-то вроде оспариваемого "Никакого, ясное дело, «потребителя» у дизайна не было. Обыватель же, а для нас этим обывателем-производителем-потребителем выступал как правило главный инженер какого-нибудь завода или чиновник главка" или, напротив, " Интервьюируемый, увы, остался в своих рассуждениях на уровне «кухонного западничества» образца 1970-х годов"
На практике же, оба ошибаются и оба правы. Потому как путают разные дизайны
То, что принято понимать под промышленным дизайном в СССР таки было. Правда было оно тоже не особо однозначное, потому как делилось на 2 практически не соприкасающихся категории. В первую попадал дизайн "сегодняшнего дня", иначе говоря дизайн утилитарный - эргономические нормы, Нойферт, технологичность - вот это вот все. Неплохо, кстати, попадал. С точки зрения утилитарности, в СССР подчас получались штуки реально выдающиеся. Во вторую - свободные фантазии на тему. Такая себе высокая мода, в значительно большей степени базирующаяся на идеях и идеологии, практически полностью оторванная от реального применения, а главное - от настроений в обществе. То, что они меж собой почти никак не коррелировали, оно не слишком здорово, но вполне себе стандартно.
Что гораздо хуже, в СССР таки как класс отсутствовал промежуточный между ними дизайн "завтрашнего дня". Тот, который следуя именно настроениям в обществе формировал тот самый завтрашний день. Чего бы там кому ни казалось, но успех первого айфона например, случился вовсе не потому, что Джобс "сформировал несуществующий рынок". Рынок вполне себе существовал. Точнее, существовал запрос на него. А Джобс попал в идеальное время и с идеальным, среди прочих претендентов, приближением к этому самому запросу. Явно не сформированному, но существующему.
В СССР же не багой, а фичей считалось не следовать "низменному вкусу масс", а формировать его, с высокими (дискуссионно, ну да пусть так)целями. И как показала практика, оно так не работает. Ну и да, таки решение о том, чего формировать и даже как конкретно, таки условными "чиновниками главка" и принималось. К чему оно привело, все имели возможность убедится - прекрасные, подчас, (с точки зрения ретрофутуризма) образцы дизайна оставались в единичном экземпляре, либо в виде эскизов или даже "синек". А из дня завтрашнего в день сегодняшний шли старательно скопипижженые образцы совершенно иного подхода к вопросу из-за бугра. Оно само по себе нормально и правильно. Чтобы сделать что-то свое, разумно начинать с копирования лучших образцов чужого - велосипед изобретать глупо. Но если следующего шага не делать, тады ой.
"Ой" и получился.
Такие дела.