По Гамбургскому счету


В «Покровских воротах», в ответ на упрек Соева, что «Шекспир тоже переделывал старинные сюжеты», Велюров восклицает: «Ах, Вы хотите по гамбургскому счету? Извольте! Давайте по гамбургскому!»
Это крылатое выражение вошло в обиход в конце 1920-х, после статьи известного критика и литературоведа Виктора Шкловского, которая так и называлась «Гамбургский счет».
В ней он рассказывал о старой традиции «закрытых боев» цирковых борцов. Раз в год они собирались в гамбургском трактире для того, чтобы помериться силами.
Без зрителей.
Ведь, как известно, все борцы жулят и ложатся на лопатки по приказанию антрепренера.
Здесь же все было честно:
«Они борются при закрытых дверях и завешенных окнах. Долго, некрасиво и тяжело. Здесь устанавливаются истинные классы борцов - чтобы не исхалтуриться. Гамбургский счет необходим в литературе…».
Так с легкой руки Шкловского выражение «по гамбургскому счету» стало означать справедливую оценку искусства, без скидок и уступок.
Но думаю, что в театре все несколько иначе. У нас каждый спектакль по гамбургскому счету, потому что на сцене невозможно скрыть фальшь и публику не обманешь. Здесь все на виду – талант или его отсутствие, каждое движение души - любовь и нелюбовь.
Сегодня мы с Таней играем «Голую правду» в Гамбурге.
Как всегда, по гамбургскому счету.
Приходите, ждем вас!

|
</> |