По дороге к Амстердаму

Как свобода во всех проявлениях, с которой принято ассоциировать Голландию, отражается на обучении студентов? Продолжаю цикл рассказов об образовании в разных странах.

– И как это было?
– Мы встретились с этой девушкой, и она показала мне свой университет.
– Когда ты туда вошел, у тебя было ощущение, что ты в западном университете? Есть ли какие-то визуальные различия?
– Дизайн очень сильно отличается от наших вузов. Ты заходишь туда и сразу понимаешь, что попал в европейское учебное заведение.


Я не знаю, что не так с нашими университетами. Например, у них везде царит минимализм: все очень просто, но очень функционально. При этом очень высока техническая оснащенность, когда заходишь, ты видишь какие-то мониторы, компьютерные терминалы и тому подобное.

Там прекрасная навигация по университету, на стенах висят таблички. А у нас обязательно потеряешься. Вход в университет, кстати, абсолютно свободный.

– То есть ни карточек, ни охраны?
– Ничего подобного. Начнем с парковки. Она вся забита велосипедами, все студенты ездят на велосипедах. Это нормально для Амстердама.

Потом мы зашли внутрь, у нас никто не проверял документы — пожалуйста, заходи, кто хочет. Никто ничего не охраняет и не сторожит. Дальше мы пошли по коридорам. Я увидел, что там прямо в коридорах стоят столы, где люди занимаются между парами и готовятся к следующим занятиям.

– А курилки есть?
– Нет. Там курить нельзя. Единственное место, где можно предаться пагубной привычке, – на улице, причем довольно далеко от университета. И, как ни странно, курит очень мало студентов. Мы в курилке увидели только трех человек, а университет огромный, многоэтажный. Каждый этаж — это отдельный факультет.

– Я думаю, это связано с системой образования в Нидерландах — она не заимствована у какого-либо государства, а тесно связана с традициями и обычаями страны. Если я не путаю, там существует три типа высшего образования: собственно университеты, высшие профессиональные школы и международные институты.
– Все правильно. В Свободном университете, где мы были, — 20 факультетов. Учись — не хочу! У каждого есть своя библиотека и свои аудитории.

– Я читала, что голландские студенты сдают сессию каждые два месяца по двум предметам. Думаю, ты сам много читал про наш ЕГЭ, который пока совершенно не приживается. Наши интернет-активные школьники все ответы списывают в социальных сетях и Skype прямо во время экзамена. А как в Голландии списывают?
– Не знаю, честно говоря. Чему у них стоит поучиться, так это самому процессу образования. Он у них очень творческий и свободный. Каждый студент полностью отдан сам себе: он сам решает, какие предметы и как именно он будет учить.

Очень много времени уделяется самоподготовке. Лекции в университете читаются, скорее, для общего ознакомления с предметом, а учатся студенты сами.

В таких мейлбоксах студенты оставляют свои работы для преподавателей.
– А посещаемость там регулируется? Это важно при сдаче экзаменов?
– Нет, не важно. Главное, чтобы ты сдавал нормально экзамены. Посещаемость там особо не фиксируется, насколько я понял.
– А внешне голландские студенты отличаются от наших?
– Да, сильно отличаются. У нас, мне кажется, многие студенты часто приходят в университет просто выпендриться. Для нас очень важен внешний антураж. В Голландии такого нет.
– Просто в этом возрасте с помощью одежды уже можно показывать, у кого какой достаток. Согласна с тобой, в российских институтах это делается очень агрессивно. Например, кавказцам очень важно ярко одеваться, приезжать на хорошей машинке и так далее.
– Там все более или менее одинаково спокойно одеты. В дорогих брендах никого не встретишь. Внешне голландцы — люди очень аккуратные и спокойные.

– Читала у тебя в блоге, что все занятия в Свободном университете ведутся на английском языке. Почему так? Много иностранцев?
– Я думаю, что это связано больше с культурой самой Голландии, а не с образованием. У них английский — второй язык. Телевидение — на английском, и фильмы у них никогда не переводят, максимум титры могут пустить. В университетах преподает много иностранных профессоров, и, конечно, студенты со всего мира. Я думаю, поэтому им удобнее на английском.
– Расскажи, какая атмосфера в Свободном университете?
– Там все вокруг постоянно жужжит, как улей. Народ куда-то все время ходит, что-то смотрит, разговаривает.

Я был в комнатах самоподготовки. Там все оборудовано для того, чтобы человек мог подготовиться к паре: мониторы, DVD-проигрыватели, компьютеры. Вот такие люстры висят, наверное, студенты сделали их сами.

– Похоже на модный нынче open space. У нас в вузах такое не принято, только на «Стрелке» пытаются сделать что-то похожее.
– Везде есть Wi-Fi, по всему университету стоят терминалы. Если у тебя с собой нет ноутбука, можешь войти в интранет и посмотреть все свои задания, расписание и т.п.

– Кстати, ты интересовался, обучение там дорогое?
– Для голландцев — 2 тысячи евро, для иностранцев — 12 тысяч евро. Не знаю, сколько сейчас высшее образование стоит у нас, но думаю, что примерно на том же уровне.
– Образование, полученное в Голландии, престижно? Это учение ради учения, ради того, чтобы усовершенствовать язык и пожить в другой образовательной среде, более зрелой по сравнению с тем этапом преобразований, на котором находится наша система? Или диплом, который там получают, дает какие-то особенные возможности?
– Тут дело даже не в дипломе, а в знаниях. Престижно образование или нет, это имеет большее значение в России. А там ты получаешь реальные знания, которые в тебя не вдалбливают, как у нас; ты учишься не за оценку, а потому, что это интересно. Наталия рассказывала, что таких лекций, как в Амстердаме, она вообще никогда не видела. Студенты приходят на них, как на спектакли.

– Она планирует вернуться в Россию?
– Увы, нет.
– Что ж, это показательно.
– Я был в МГИМО и думал, что уж там-то тоже все должно быть «das ist fantastisch»! Но на самом деле по техническому оснащению МГИМО, к сожалению, значительно уступает. В Амстердамском университете каждая аудитория оснащена микрофоном и проектором, ты приходишь со своим ноутбуком, подключаешься, и все готово. Еще: вроде бы мелочь, но мне очень понравился глазок в двери каждой аудитории. Причем снаружи! Ведь у нас как принято? В аудиторию постоянно кто-то заглядывает, дверь открывает. А здесь через глазок всегда можно подсмотреть, что происходит внутри.

– Полная свобода выбора! Можешь посмотреть и, если что-то не понравилось, развернуться и уйти.
– Еще я побывал на студенческой вечеринке. Они каждый четверг собираются в баре и выпивают вместе. Там, конечно, не протолкнуться. При этом абсолютно нормальные лица — люди просто выпивают и разговаривают об учебе.

– Удивительно, потому что от этой страны первым делом ожидаешь толп людей, безудержно пьющих алкоголь и курящих траву!
– Пьяных или обкуренных там вообще не было! Вообще, если отвлечься от темы образования, можно долго говорить о том, как проходят вечеринки у нас и у них. У нас люди собираются в квартире: гитара, крепкий алкоголь, все сидят вокруг стола, и к вечеру у всех уже тяжелая голова. У них собираются в баре, общаются, все время переходят от одного к другому, ходят с бокалами, но пьют немного. У них нет задачи напиться, у них задача — пообщаться.
– Признаюсь честно, я не смотрела специально статистику, но люди говорят, что в Голландии уровень потребления наркотиков гораздо ниже, потому что они их легализовали. То есть смысл в том, что там, где все можно и доступно, люди менее криминализированы в своих проявлениях. На самом деле это так?
– Возможно. Например, в злачных районах Амстердама самих голландцев ты никогда не увидишь. Там бывают исключительно туристы.
– Получается, они зарабатывают на наших пороках?
– Да. Но, с другой стороны, туристы, которые приходят в эти районы, в Голландию приезжают специально для этого. Совершенно не факт, что каждый день они живут такой же жизнью у себя дома.
– Скажи, какие три основных пункта наша система образования могла бы позаимствовать у голландской?
– Во-первых, техническое оснащение, это очень важно. Во-вторых — мотивацию. Я такой мотивации, как там, у наших не встречал. В МГИМО я тоже встречал людей с горящими глазами, которые хотят знаний, но такого, как в Амстердаме, у нас нет. Там никто не отсиживает, все реально учатся, и не ради престижа, а ради знаний. И третье — это, конечно, система, в которой больший упор делается на самостоятельное обучение.
– И последний вопрос. Если бы ты в свои студенческие годы мог выбирать: учиться здесь или уехать туда, ты бы поехал в Амстердам?
– Если просто поучиться, то да. Но я бы все равно сюда вернулся. Мне у нас очень нравится.
Репортажи Сергея Доли про Голландию в его в ЖЖ.
|
</> |