Плохой хороший конец
picturehistory — 02.10.2023Толстой кончил писать "Анну Каренину" в 1877 году. Чехову было 17 лет.
А через 14 лет Чехов написал повесть "Дуэль" (1891 год).
Чехову 31 год и все главные герои повести – примерно его возраста.
В "Дуэли" Чехов решил внести свой вклад в русскую классическую литературу 19 века про "лишних людей".
И сделал "лишним человеком" Лаевского, главного героя "Дуэли".
Который тоже дворянин и тоже "учёный малый" (за ним - филологический факультет университета).
Начинается всё у Чехова пародией на "Анну Каренину",
у которой в принципе не может быть счастливого конца: Лев Николаевич задал тренд...
И кончается повесть дуэлью с пародийным счастливым концом – "лишний человек" перерождается в человека труда и общественно значимую единицу.
Дуэль в повести есть, всё чин чином – с секундантами,
с тягостными размышлениями в ночь перед дуэлью,
с дивным утром и сумятицей перед стрельбой.
" - Господа, кто помнит, как описано у Лермонтова? – спросил фон Корен смеясь.
- У Тургенева также Базаров стрелялся с кем-то там..."
"- К чему тут помнить? – сказал нетерпеливо Устимович (доктор), останавливаясь.
Отмерьте расстояние – вот и всё.
И он три раза шагнул, как бы показывая, как надо отмеривать..."
Итак, повесть Чехова "Дуэль", очень коротко.
Лаевский уводит жену у мужа.
Влюблённые сбегают на Кавказ: хотят трудиться на благо общества,
купить участок земли и развести виноградники.
У Лаевского любовь прошла (а была ли?-сам он задаётся вопросом), не прошло и 2-х лет.
А она начала изменять ему и того раньше.
Правда, он пока этого не знает, но всё равно уже почти ненавидит,
хочет бросить бывшую возлюбленную, да не знает, как дело обделать.
Лев Толстой проходит красной нитью, Лаевский сверяется с ним.
Стала не нравиться открытая шея у Надежды Фёдоровны и завитушки волос на затылке - вспомнил,
что Анне Карениной, когда она разлюбила мужа, не нравились прежде всего его уши.
"Как это верно! как это верно!" - говорит Лаевский
Лаевский сам признаётся, что он неврастеник и белоручка, к труду не способен,
а способен только разглагольствовать на тему, что он – Онегин своего времени вкупе с Печориным,
а ещё "такой же нерешительный, как Гамлет", словом "лишний человек"
Зоолог фон Корен в суждениях конкретен и в убеждениях твёрд, хоть и занимается мягкотелыми медузами.
Терпеть не может Лаевского и настолько уверен, что Лаевский - лишний человек на этом свете,
что стал бы тот тонуть, он "палкой бы подтолкнул: тони, братец, тони..."
Взаимная ненависть прорвалась: дуэль.
Однако накануне дуэли все участники не один раз повторили "кончится ничем",
Лаевский, мол, выстрелит в воздух, а фон Корену (хоть и ненавидит) не хочется в тюрьму...
Так что никакого лермонтовского психологизма с такими вялыми героями в этой дуэли и быть не может.
Чехову остаётся только с удовольствием описывать утро (тут дань Лермонтову),
у Лермонтова золотой луч солнца, а фон Корен восхищён двумя зелёными лучами...
И не просто так фон Корен вспоминает "Базаров с кем-то стрелялся".
Потому что в той дуэли как началось нелепым вызовом,
так и кончилось фарсом с выпадением в
Однако после такой "дуэли" Лаевский вдруг переродился, "скрутил себя" - по выражению фон Корена.
Обвенчался с Надеждой Фёдоровной (а куда вдруг делась ненависть? да ещё и про измены узнал),
благо её муж (как раз незадолго до дуэли) умер от размягчения мозга.
Стал работать с бумагами с утра до вечера, чтоб долги выплатить,
хотя мало что из его работы получается, "живёт хуже нищего"...
И в семейной жизни... Где та живая Надежда Фёдоровна, почему у неё тоска смертная на пока ещё красивом лице?
Словом, "Как они оба жалки!" - подвёл черту под их теперешней жизнью фон Корен, зайдя прощаться перед отъездом.
Ну и зачем, спрашивается, Чехов сделал такой натужный конец? Решил дать шанс дворянским белоручкам?
А вот через 10 лет в "Трёх сёстрах" (1901 год) Чехов тоже кончит дуэлью
(что называется - за кадром, без всяких лучей и нытья "что день грядущий мне готовит").
И на той дуэли штабс-капитан Солёный запросто убьёт барона Тузенбаха.
И не потому, что барон "ни дня не работал", и даже не потому, что Ирина предпочла Тузенбаха
(хотя формально – потому), а просто - захотел, убил, глубокую личную неприязнь испытывал...
И в "Вишнёвом саде" через три года Чехов поставит увесистый крест на могилке "милых белоручек"...
Иллюстрации к посту - кадры из фильма "Плохой хороший человек" (1973 год, по повести Чехова "Дуэль")
Лаевский - Олег Даль, фон Корен - Владимир Высоцкий,
Надежда Фёдоровна - Людмила Максакова, Самойленко - Анатолий Папанов
p.s. А у Лермонтова Печорин стрелялся с Грушницким на 6 шагах!
Это очень жёсткое условие, да ещё площадка была выбрана над пропастью.
Чтобы даже в случае ранения дуэлянт упал бы в пропасть и разбился.
А Базаров - с Павлом Петровичем Кирсановым - на 10 шагах
("мы на это расстояние ненавидим друг друга" - иронизировал Базаров, обалдевший от вызова на дуэль по причине "я вас ненавижу")
Согласились, что можно и на 8-ми шагах.
Правда, утром в день дуэли, Базаров, отмерив 8 шагов, накинул с согласия Кирсанова ещё два...
|
</> |